Такие разные праздники

   
   

ПЕРВОМАЙ, Пасха и День Победы сошлись на календарном пятачке размером чуть больше недели. Впрочем, весь набор красных дат в России в последние годы выглядит несколько противоречиво, если не сказать абсурдно.

НАШИ праздники представляют собой диковинную смесь религиозного возрождения, ностальгии по советскому прошлому и демократических завоеваний. Несуразицы повсюду. Скажем, 7 января наше светское государство официально отмечает Рождество. При этом 15% мусульманского населения, не говоря уже об иудеях и буддистах, не имеют своего праздничного выходного. Впрочем, за неделю до Рождества в неловкую ситуацию попадают православные - государство предписывает им пить и веселиться на Новый год, всячески нарушая заповеди поста.

За что пьем?

ЕЩЕ большее недоумение вызывают бывшие коммунистические праздники. Например, 23 февраля. Все забыли, что в этот день в 1918 г. было всего лишь оглашено воззвание Ленина и Троцкого с призывом остановить немцев, наступавших на Петроград. 23 февраля не имеет никакого отношения к созданию регулярной армии. Но мы празднуем его именно как мужской праздник, поздравляя даже тех, кто и в армии-то никогда не служил.

Вообще удивительно, как наш народ наполняет старые праздники новым смыслом. Классический пример - 8 Марта. Клара Цеткин придумала его как день освобождения женщин от неравноправия. Но у нас 8 Марта вылилось в праздник, напротив, подчеркивающий это неравноправие! Потому что только в этот день мужчины слезают с дивана, чтобы мыть полы, чистить картошку и накрывать на стол. А в остальные 364 дня уже с чистой совестью ничего подобного не делают.

День международной солидарности трудящихся 1 Мая потерял свой изначальный идеологический смысл и стал называться Днем весны и труда. Забавно уже то, что весна празднуется в последний весенний месяц. Да и славить труд в выходной день - не абсурдно ли?

12 июня по недоразумению отмечается как День независимости. Хотя смысл Декларации о суверенитете России от 12 июня 1990 г. был вовсе не в выходе из СССР, а в отмене единовластия КПСС, провозглашении политических и гражданских свобод. Впрочем, дальше еще смешнее. Называть 7 ноября, день большевистского захвата власти, Днем примирения и согласия - это форменное издевательство над историей. Все равно что Варфоломеевскую ночь назвать ночью любви и религиозного мира.

Дефицит национальной идеи

ТАКИМ образом, получается, что никакой объединяющей национальной идеи у нас по-прежнему нет. Потому что не может быть такой идеи в обществе, которое одинаково празднует победу и поражение компартии, православное Рождество и 7 ноября - приход власти, разрушившей большинство храмов и уничтожавшей священников. Пожалуй, из девяти празднований у нас только одно не вызывает никаких споров и кривотолков - День Победы. Это тот редкий случай, когда исторический смысл, официальное название торжества и народное отношение к нему полностью совпадают.

Другим объединяющим праздником могло бы стать 12 декабря - день принятия Конституции 1993 г. Но поскольку наша Конституция еще очень молода и не лишена противоречий, то лучше было бы подыскать другую дату. Например, 17 октября 1905 г., когда манифестом Николая II гражданам впервые были даны политические права, создан парламент, разрешены многопартийность, профсоюзы, отменена цензура в печати. Это подлинный день рождения российской демократии.

Смотрите также: