Голливуд в России: любить или ненавидеть?

   
   

ТЕМА экспансии американской кинопродукции в последнее время стала очень модной. Политики и деятели культуры спорят, разрешать или не разрешать смотреть западные фильмы. О том, нужно ли России столько голливудских фильмов, спорят две звезды отечественного кино.


"Мы завалены киномакулатурой"

- В РОССИИ сегодня существует чудовищная практика: количество зарубежных картин в нашем прокате превысило все разумные пределы. В итоге у нашего собственного кинематографа просто рушится воля к жизни. Посудите сами: вместо того чтобы снимать свои фильмы, создавать новые рабочие места и воевать за достойное место на международном кинорынке, российские прокатчики просто выкладывают деньги за третьеразрядные иностранные ленты. Понятно, что так гораздо легче жить. А ведь та ужасающая киномакулатура, которой до отказа забиты экраны наших телевизоров, пагубно влияет и на психику простых людей, и на самосознание всей нации. Это целлулоидное дерьмо, очень, кстати, притягательное дерьмо, завернутое в красивый фантик, как магнит тянет зрителя к экрану, мешает жить - прочитать хорошую книжку, побеседовать с друзьями или сходить в театр.

Подумайте еще вот о чем: откуда весь мир знает о великой Америке? Только из голливудских фильмов! США сумели заставить всех людей на планете поверить их легенде, их мифу о самих себе. Голливудское кино фактически создало "Непобедимую и Легендарную Америку", и теперь реальная Америка изо всех сил пытается соответствовать своему образу на экранах. При всей громогласно декларируемой свободе слова Америка про другие страны посредством кино может сказать все что угодно, а возможности достойно ответить практически ни у кого нет. Россия во многом похожа на США - и масштабами, и имперским самоощущением. Кинематограф такой страны не может существовать только на осколках того, что делают другие. Поэтому, когда мы пытаемся снимать так же, как в Голливуде, получается говно - ведь у нас нет ни их компьютерных технологий, ни финансовых возможностей, ни технической базы. И если все пойдет так, как сейчас, - ничего этого и дальше не будет.

На самом деле Голливуд можно даже уважать: там хорошо знают свое дело. Американская "фабрика грез" заставила сперва американцев, а затем миллионы зрителей во всем мире считать, что все лучшее, созданное за историю мирового кино, сделано именно там. Американцы привыкли верить, что только их фильмы, только их звезды и только их "Оскар" есть то единственно важное и интересное, что происходит во всем мире кинематографа. Остальное для них - этакая тараканья возня.

Я думаю, что в случае ввода российской стороной квот на количество закупаемых иностранных фильмов реакция американской стороны может быть жесткой. Зато мы сможем стимулировать производство добротной отечественной продукции. Нам надо обратить внимание на опыт Франции, где снимается своя весьма качественная продукция и где все равно есть серьезные государственные квоты на показ по ТВ иностранных картин. Уверен, что правильно и полезно было бы ввести налог на билеты в кинотеатры, где идут западные блокбастеры, а вырученные деньги пустить на производство российских фильмов.


"У кино нет паспорта"

- ВСЕ разговоры о необходимости введения квот на прокат американского кино напоминают о временах "железного занавеса", когда приходилось тайком смотреть зарубежные фильмы. И мне не хочется, чтобы снова кто-то за меня решал, смотреть мне фильм или не смотреть. Свободу выбора нельзя ограничивать. Конечно, сегодня в наших кинотеатрах идет масса очень плохих картин. Но почему мы не говорим о дикой экспансии чудовищных российских телесериалов? Ведь они тоже далеко не шедевры. Да и наши фильмы почти сплошь о бандитах, перестрелках, войнах.

Из обилия кинолент проще выбрать то, что тебе интересно. Если ты пенсионер, сидящий перед телевизором, то ни о каком выборе, разумеется, речи не идет. Что показывают, то и смотришь. Но в кинотеатр-то каждый идет смотреть то, что ему интересно. Я, например, всегда хожу прежде всего "на фамилии", и мне будет очень обидно, если меня лишат возможности смотреть работы какого-нибудь хорошего режиссера только из-за того, что он американец. У кино ведь нет национальности. Глупо спорить с тем, что Голливуд сегодня - это мозг мирового кинематографа. Туда стекаются лучшие из лучших. Потому что там платят деньги. Там держат руку на пульсе мировой культуры: как только в той же Европе появляется литературный бестселлер, на него сразу же покупают права в Голливуде. И весь мировой кинематограф, хочет он того или нет, работает по голливудским законам.

Мы же все равно смотрим новые американские фильмы, ругаем, но смотрим. И раз они делают кассу, значит, нравятся зрителю, верно? Ну, запретим мы голливудские фильмы. И что в таком случае будет идти у нас? 60 российских картин, 99% из которых - про шпану? Мы должны помогать российскому кинематографу, но не за счет ущемления других. Не показывать шедевры западного кино, для того чтобы на их фоне не было видно убогости нашего, конечно, соблазнительно. Только зрители от этого не выиграют.

97% проката в российских кинотеатрах составляют голливудские картины; за минувший год в России было снято всего 62 полнометражные ленты, и в этом году их вряд ли будет больше; более 60 млн. долларов дохода принес прокат западной кинопродукции.

Смотрите также: