МНОГИЕ думают, что в былинные времена Русь отличалась целомудренными нравами, а вся "порнография" пришла к нам с Запада. На самом деле в нашей стране и раньше жил весьма "продвинутый" народ, который знал толк в любовных утехах. А что оставалось нашим предкам? Первый театр появился только в XVIII веке, светской литературы и в помине не было. Постельные забавы были единственным развлечением среднего горожанина, кроме пития водки в царевом кабаке и молодецких драк стенка на стенку.
Преступления...
В СРЕДНИЕ века на Руси не было легальных публичных домов - они появились только в XVIII веке, а первые попытки государственного регулирования рынка интимных услуг и того позднее - в 1843 году. Их роль выполняли подпольные кабаки и корчмы, где кроме нелегальной водки продавались и женские ласки. Но главным очагом разврата служили, конечно, городские бани.
Ни один иностранец, посетивший Московию в XV - XVII веках, не обошел молчанием столь чудного явления, как совместный помыв мужчин и женщин. По их общему мнению, русские были начисто лишены природной стыдливости, присущей каждому цивилизованному человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, ради приличия именуемые "растиральщицами". Кому что "растирать" и за какую плату, было предметом уговора по взаимному согласию. Для более состоятельных клиентов имелись "отдельные кабинеты". Подобные увеселения, шокировавшие самого Казанову, пробовала отменить еще Анна Иоанновна, но удалось это только Екатерине Великой.
Кстати, о детях. Посол Рима в Москве Яков Рейтенфельс отмечал в своих мемуарах, что дети московитов "подрастают у них на полной свободе" и родители "считают нужным учить их в банях и постелях такому, что должно быть окутано глубочайшим мраком! К школьным занятиям дети приступают поздно и нередко познают жену раньше, чем грамоту" (здесь и далее цит. А. Манакова).
Говоря современным языком, половое воспитание на Московской Руси было поднято на недосягаемую для Европы высоту!
"Шведскую семью", между прочим, придумали вовсе не шведы. Некоторые иностранцы писали о странном обычае московских служилых и торговых людей сдавать своих жен "в аренду" более состоятельным соплеменникам. Мужья при этом якобы даже "стояли на стреме", а оплата шла на пополнение семейного бюджета. Иногда жен сдавали на более долгий срок, причем с правом "передачи в субаренду" третьим, четвертым и т. д. лицам.
... и наказания
ЦЕРКОВЬ из всех плотских грехов наиболее лояльно относилась к рукоблудию и лесбийской любви - наказание от 40 до 60 дней поста. А вот за скотоложество, именуемое на Руси "четвероножием", и гомосексуализм могли и на костер отправить. Обвинения в гомосексуализме уже тогда использовались в политической борьбе. Например, известный церковный публицист Иосиф Волоцкий обвинял в "содомской пагубе" самого митрополита Зосиму! Между прочим, введенный Петром I обычай брить бороды был в штыки воспринят поборниками старины еще и по той причине, что незадолго до этого выщипывание волос на лице считалось верным признаком гомосексуальных наклонностей.
В XII веке за прелюбодеяние с женой брата и родной сестрой кроме церковной епитимьи наказывали штрафом в 100 гривен, с двоюродной - в 30. К XVI веку нравы несколько смягчились. Так, ввиду распространенности оного явления церковь перестала относить к супружеской измене сношения мужа с матерью его жены. Через московский суд XV - XVII веков дело о прелюбодеянии мужчины можно было протащить лишь в одном случае - если на стороне имелись незаконные дети.
При этом связь русского с иностранкой считалась "отягчающим обстоятельством": если родится ребенок, мать, скорее всего, воспитает его в своей вере. Зато секс подданной русского царя с каким-нибудь "немцем" вроде как и за грех не считался - по той же причине.
В Уложении 1649 года был предусмотрен такой вид наказания: "А которые люди воруют (нарушают закон. - Ред.) с чужими женами и с девками... обеих, мужика и женку, кто б таков ни был, водят по торгам (площадям) и по улицам вместе нагих..."
Целомудренный разврат
ПОЧТИ все иностранцы замечали такой парадокс секса по-русски: "Насколько русские охочи до телесного соития и в браке и вне его, - писал в середине XVII века немец Адам Эльшлегер, - настолько же считают они это соитие греховным и нечистым".
У богатых горожан супруги имели разные спальни, чтобы не делить ложе накануне Господних праздников и во время постов. На время занятий любовью нательный крест было принято снимать, а иконы занавешивать чем-нибудь непрозрачным. В день близости нельзя было ходить в церковь, даже омывшись в бане. Наиболее набожные после занятий любовью даже с законной женой долго еще молились перед дверями храма. Причем толпы таких грешников порой собирались преизрядные - больше, чем внутри.
Любопытнейшую почву для размышлений представляют так называемые епитимийные сборники - утвержденный высшим церковным руководством страны список вопросов для исповеди. Помимо прочего батюшкам было предписано выяснять, имели ли прихожане "блуд в непотребном естестве" (сношения в иной, кроме "миссионерской", позиции), "блуд с собою до испущения", а также не происходит ли соитие в запретные дни - среду, пятницу и субботу.
Католический...дом терпимости
НЕ СТОИТ думать, что вольность нравов на Руси была чем-то из ряда вон выходящим. Совместный помыв в банях, изумлявший иностранцев, в средневековой Европе был столь же распространенным явлением, как и на Руси XVII столетия. Другое дело, что там бани запретили раньше, причем по причинам, весьма далеким от морали. Вместе с табаком и картофелем моряки Колумба привезли из Америки новый штамм сифилиса, против которого у европейцев не было иммунитета.
Не вполне обоснованно мнение, что положение русских жен было совсем уж бесправным. Сэмюэл Коллинз, английский медик на службе Алексея Михайловича Романова, писал, что, выдавая дочь замуж, родители заключают с зятем "условие" - брачный контракт. В нем оговорено, что муж обязан хорошо кормить и одевать жену, не бить ее и "обращаться ласково". При нарушении договора могло последовать обращение в суд, который на Москве был весьма скор на расправу.
В отличие от Московского государства в средневековой Европе проститутки считались столь же уважаемым профессиональным сословием, как оружейники или суконщики. Публичные дома были, как правило, "частными предприятиями", хотя некоторые из них находились "в муниципальной собственности" или даже принадлежали... приходам католической церкви. Чиновники магистратов следили за санитарно-гигиеническим состоянием "веселых домов", а заодно и за тем, чтобы "девочки" не обворовали и не зарезали клиентов. В Средние века на Руси всего этого не было, как нет и сейчас.
Анекдоты
Василиса Премудрая - Василисе Прекрасной (переписка в телеграммах): "Выхожу замуж Иванушку Дурачка тчк В. Премудрая". - "Не делай этого вскл В. Прекрасная". - "Поздно тчк Василиса Дурачок".
Попросил утром Иван Царевич у Василисы Прекрасной 13 рублей на пиво. Отказала. Как была жабой, так ей и осталась!
Смотрите также:
- Святой Валентин - покровитель сумасшедших? →
- Покровительница семейного очага →
- Кронштадтский батюшка →