ВСЕМИРНО известный тенор Пласидо Доминго в личном общении поражает своей простотой и демократичностью. "Русские люди - очень душевные. У вас нет случайно среди предков выходцев из России?" - спрашиваю. "Знаете, испанцы - тоже народ добрый и очень эмоциональный. Но русскую публику я чувствую лучше, чем какую-либо другую".
Неуловимое обаяние
- КОГДА нашу оперную певицу Галину Вишневскую спросили, что нужно, чтобы стать примой, она ответила: "Примой нужно родиться".
- Я полностью согласен. Иногда артист выступает в самых престижных театрах мира, поет заглавные партии, репетирует дни и ночи, грамотно строит рекламную кампанию своих концертов, и... остается все-таки никому не известным рядовым певцом. Говорят: "Чтобы стать звездой, нужно много работать". Это неправда. Этого недостаточно. Я вообще убежден, что слава приходит независимо от того, как много ты работаешь. Самое главное - другое. Ты должен обладать каким-то неуловимым обаянием, от артиста должна исходить энергетика, которая сможет зарядить зрителя. При этом ты можешь быть толстым и некрасивым - это не так важно. Если тебе суждено стать звездой мирового масштаба, то это придет само собой.
- Маэстро, может быть, вам будет неприятно об этом говорить, но я хотела бы спросить вас о потере голоса, которая не так давно случилась...
- Ну, голос теряют хоть раз в жизни практически все оперные певцы. Но тогда, в "Ла Скала", я все-таки вернулся на сцену через 40 минут и закончил арию. Это была партия Отелло, самая любимая моя партия. Джузеппе Верди - самое лучшее, что существует для меня в опере. Вообще Верди до этого еще никогда не "подводил" меня и мой голос. Я могу объяснить случившееся тем, что сильно переволновался, так как выступление было посвящено очень торжественному для меня случаю - 25 лет назад в этом же театре я впервые спел партию Отелло и буквально на следующий день стал знаменитым. От волнения сильно понизилось давление, что сразу же губительно сказывается на голосе. Оперные певцы - вообще очень хрупкие существа. Несмотря на то что в большинстве мы, мягко говоря, люди упитанные (смеется).
- Бывает, что человек и богат, и знаменит, но все равно ощущает себя несчастным. А от вас исходит какая-то благостность. Вы нашли свой рецепт счастья?
- Я много думал над этим. Мой рецепт счастья - из двух составляющих. Во-первых, человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, должно быть... интересно с самим собой. Когда этого нет, ты постоянно ждешь и требуешь от окружающих подтверждения своей незаменимости. Но другие люди заняты самими собой и не могут каждый день твердить тебе, как ты прекрасен. Да это и не поможет... Почему так много несчастных людей? Они не прикладывают все усилия для того, чтобы раскрыть потенциал, который дается Богом каждому из нас. Часто люди выбирают престижную профессию, не особо вникая, что это дело им не по душе. В тот момент им кажется, что главное - деньги. В итоге через какое-то время человек начинает страдать. Я искренне считаю, что гораздо лучше быть отличным парикмахером или чистильщиком обуви и обожать свое дело, чем мучиться в банке на должности управляющего. Свое дело обязательно нужно делать с азартом, с огоньком в глазах. Тогда ты будешь доволен жизнью.
- А какой второй рецепт счастья?
- Обязательно нужно помогать кому-то в жизни. Не подумайте, что я призываю всех отдать последние средства в благотворительный фонд. Достаточно хотя бы малого. Например, регулярно навещать своих пожилых родителей. Или приютить бездомную собаку. Да мало ли способов помочь кому-то?
Я, например, устраиваю творческие конкурсы в небольших городах, а потом помогаю победителям в продвижении в карьере. С тех пор как я начал кому-то помогать, с моего лица не сходит улыбка. Человек обязательно должен быть о себе хорошего мнения. Для этого нужно стать добрым и неэгоистичным.
"Мой директор - жена"
- ВАША супруга - тоже оперная певица. Почему вы не выступаете вместе?
- Я не думаю, что это облегчает жизнь - когда супруги вместе поют на сцене. Наоборот, это очень трудно. Потому что я волнуюсь за жену, она волнуется за меня, и в итоге это волнение, умноженное на два, дает не самый лучший результат. Лучше петь порознь. Но моя супруга Марта уже перестала быть певицей. Сейчас она мой директор, импресарио.
- Ваша супруга не ревнует вас к красивым партнершам?
- Может быть, но она никогда не говорит мне об этом, чтобы не ронять собственного достоинства. Если вы по-настоящему любите, то должны доверять друг другу. Ревность - самое разрушительное чувство из тех, что мне доводилось испытывать.
- Елена Образцова сказала, что небольшая доля влюбленности в партнера всегда помогала ей на сцене.
- Есть такие оперы, как "Мадам Леско", "Тоска", "Пиковая дама" (я имею в виду партию Германна). Конечно, в этих случаях очень важно по-настоящему войти в роль. Но жизнь на сцене сильно отличается от обычной. В жизни вы действительно любите, в то время как на сцене делаете вид, что это так. Сцена - это великий обман. Поэтому я не думаю, что Елена Образцова по-настоящему каждый раз увлекалась своими партнерами. Я пою 20 различных оперных партий в сезон, даю 55 концертов. Со мной выступают 40 певиц сопрано и меццо-сопрано из разных стран. Ну невозможно же каждый раз влюбляться! И потом, я не всегда выступаю с красивыми партнершами, поэтому даже с моим многолетним сценическим опытом мне бывает трудно войти в роль. Нужно сделать очень большое усилие над собой, чтобы зал поверил, что вы действительно любите эту старую и толстую женщину... Поэтому на месте певицы я представляю себе какую-нибудь красотку. Катрин Денев, например, или Клаудию Шиффер (смеется).
Анекдот в тему
- А нам, Вовочка, Марьванна сказала, что в Москве на гастролях - опера "La Scala". Билеты - по три тысячи рублей.
- Ну, это, Машенька, уже чересчур. Когда она в прошлом году на каникулах этого опера ласкала, на всю школу бесплатно было слышно!
Смотрите также:
- КАБАЛЬЕ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТ ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ. Монтсеррат Кабалье. Вполголоса о главном →
- Юрий Башмет: "Я мог бы стать экстрасенсом" →
- Нина Ананиашвили. Пушинка с перчиком →