ТЕАТРАЛЫ говорят, что на спектаклях московских театров такого не видели давно - лишние билетики в "Новую оперу" с участием Имперского Русского балета спрашивают на подходах к саду "Эрмитаж". Вот так после долгого отсутствия столицу завоевал театр, которым руководит Гедиминас ТАРАНДА.
- Ваша последняя премьера - балет "Жизель". Почему именно он?
- "Жизель", по-моему, - самый современный романтический балет, хотя был сделан в XIX веке. И драматические задачи для актеров балета поставлены очень высоко. Казалось бы, простая история - граф влюбился в крестьянку, но не сказал, что обручен, она узнала, умерла... - оказывается, настолько близка современному зрителю, что это удивительно. Когда мы показывали "Жизель" в Финляндии, где балет не так популярен, как в Москве, реакция публики оказалась гораздо сильнее, чем мы могли ожидать. Мужчины просто утирали скупую слезу после спектакля. Нам сегодня не хватает именно романтики.
- Вы романтик?
- Да. Поэтому я люблю лес, воду, озера. Во время поездок обязательно нахожу время, чтобы посмотреть что-то новое, забираюсь в такие места, куда мало кто заезжает. В Москве люблю Серебряный бор, Новодевичий монастырь. Очень люблю Питер. В России много мест, куда хотелось бы поехать. На самом деле у нас под носом лежат такие пласты неизведанного мира. Надо просто ездить и смотреть. Здесь.
- Вы предпочитаете проводить свободное время вдали от людей?
- Если у меня есть возможность отдохнуть - лучше побуду один или вдвоем с близким человеком. По молодости тусовщик был просто громадный. Но чем больше узнаешь людей, тем больше хочется быть от них подальше. Думаю, что это нормально. Меня не тяготит одиночество, не бывает скучно с самим собой. Радуюсь, если есть время наконец-то подумать, что ты делаешь и зачем это нужно.
- Трудно, будучи романтиком, заниматься бизнесом, руководить коллективом?
- Ужасно. Я просто не должен этим заниматься. Но если что-то начал, берешь на себя ответственность. Я должен обеспечить тех, кто за мной пошел, работой и деньгами, сделать так, чтобы людям было интересно. И я должен ясно понимать, куда мы идем. Мой отец - военный. Он говорил: "Если солдаты почувствуют, что ты не знаешь, куда идти, - все пропало". Еще для руководителя творческого коллектива очень важно отсутствие личных амбиций. Не боюсь, если меня покритикуют, в том числе и мои сотрудники. Любая амбициозность - поражение для руководителя. У меня не "едет крыша" по поводу званий, постов и так далее.
- Вы покинули Большой театр в расцвете славы. Что заставило пойти на этот шаг?
- Я ушел из Большого не по доброй воле, меня "ушли". Но ничуть не жалею. Еще во время работы в театре я делал какие-то свои вечеринки, балеты. А сейчас мне удалось собрать молодых талантливых ребят и делать то, чего хочется для души. Вообще, я считаю, что надо создавать что-то новое.
- Например, Академию искусств?
- Да. Хотя бы заложить ее основы, пока жив. Современные дети очень разносторонние. И хочется, чтобы они сделали громадный шаг вперед по сравнению с нами, получили возможность развить все свои способности. В академии они будут изучать не только классику, но все направления современного балетного искусства. Ребенок сам будет выбирать инструмент, на котором хочет играть. Преподаватели из Суриковского училища будут учить их живописи. Они сами будут делать эскизы костюмов и в целом дизайн того спектакля, который придумают. Они получат возможность овладеть драматическим языком, петь, танцевать, декламировать. Безусловно, денег на академию у государства я не просил. Частично расходы предполагалось покрывать за счет иностранных учеников. Но из-за событий в Чечне, к сожалению, иностранные ученики пока дают отказ.
Сегодня же очень важно сохранить детскую публику. Если мы не станем ее воспитывать, через 10 лет у нас не будет публики, любящей классический балет, классическую музыку. Сейчас в Москве практически нет хороших детских спектаклей, и делать их мы обязательно должны.
- Cегодня очень трудно это осуществить, тем более коллективу, обеспечивающему себя самостоятельно.
- Безусловно, очень трудно реализовать проекты. За 5 лет существования коллектива мы чаще выступали за границей. Там нас знают и следят за тем, что мы делаем. В России больше выступали по регионам. Плюс обязательно раз в год - гастроли в Петербурге в Мариинском театре. Но это очень мало и для публики и для труппы. А сейчас мы вдруг вернулись в Москву. Считаю это очень важным событием и для нас, и для публики, и для определенной балетной культуры. Мы вернулись домой. Я в течение пяти лет пытался это сделать. Но это было очень трудно, потому что аренда театра в центре Москвы совершенно не оправдывала наше существование, и мы вынуждены были арендовать какие-то небольшие театры на окраинах. Но я все время искал возможность вернуться. А осенью случай свел меня с главным режиссером "Новой оперы", и мы решили попробовать поработать вместе. За пять месяцев - 4 премьеры в одном театре. Конечно, такого еще никто не делал.
- Вы возвращаетесь в не самое лучшее время. Здесь становится все страшнее.
- Не то что страшнее, просто страшно. Но за границей скучно. Мы там чужие. И хотя здесь иногда непонятно, живы мы останемся или нет, там жить гораздо тяжелее. Все другое. И потом, Россия - это не чья-то страна, а моя. И я для нее должен что-то сделать.
- Чему вы хотели бы еще научиться?
- Психологии, философии. Это предметы, которые я хочу всерьез начать изучать. Если работаешь с людьми, надо знать психологию. В последние годы читаю в основном книги и научные статьи из этой области. Меня это увлекает больше, чем художественная литература.
- Как вы все успеваете?
- Не знаю. Честно. Но самое важное, по-моему, - это любовь и терпение. Любовь (к жизни вообще, к людям - это всеобъемлющее понятие) - самое важное, что может быть в жизни. А любовь без терпения просто невозможна. Если ты умеешь терпеть, значит, умеешь ждать. Если умеешь ждать, все придет. Я вообще-то человек очень нетерпеливый. Хочу сразу срывать плоды, сразу касаться звезд. Но вся моя жизнь показала, что я должен научиться ждать.