ДОМ Александры Леонтьевны расположен в самом центре Омска, у моста через Омь. Несколько улиц, которые даже на карту города не нанесены, страдает от паводков каждый год. И дело даже не в разливе реки, просто улочки расположены в низине, там, где скапливаются талые воды.
ГОВОРЯТ, к плохому привыкнуть сложно, но местные жители обреченно ждут прогнозируемую метеорологами на конец марта первую волну паводков. Александра Леонтьевна рассказывает: "Домик-то мой еще крепкий, но из-за ежегодного подтопления страдает: постоянная сырость, гниющий пол и стены, подмытый фундамент, затопленные погреба и огород. Сохнем аж до самых осенних дождей. Двор мы свой от снега уже очистили, но вот как быть с уличными сугробами вровень с крышей, ума не приложу. Пока ни один дворник на нашу улицу даже не заглядывал".
Зам. начальника управления ГО и ЧС Омской области полковник Павел Щекин рассуждает по-своему: "Жители почему-то считают, что их вопросы должен решать кто угодно: органы власти, МЧС - только не они сами. А если разобраться, вся проблема: взять лопату да откопаться. Так нет же, требуют, чтобы приехал "дядя в форме" и спас".
Деревню Преображенка на реке Нижняя Тунгуска затапливает практически каждый год. Уж больно неудачно расположено это иркутское селение: около него всегда образуются ледовые заторы. Власти неоднократно предлагали перенести населенный пункт повыше, но жители отказываются. Считают, что возводить новые дома придется самим - вряд ли власти смогут выделить нужное количество денег и техники. А потому уверяют: "Лучше мы три дня в воде посидим, зато весь год около воды жить будем".
Глава Росгидромета Александр Бедрицкий недавно заявил: "Половодье на большинстве рек России ожидается сложным". На вопрос, почему вода уже который год не дает нам продыха, ответ у чиновников есть. Дескать, Всемирная метеорологическая организация считает, что наводнения - результат глобального потепления климата на Земле. Недаром Европа тонула и в прошлом году, и в этом. Вон во Франции чуть Лувр не затопило. Но от объяснения причин нам не легче.
Казалось бы, раз знаем, что "сложного половодья" не миновать, надо готовиться. Как рассказали нам в пресс-службе МЧС, там все необходимые мероприятия по пунктам расписаны. Сначала доведут до регионов необходимые методические и планирующие документы, потом проведут учения для координации деятельности спасателей, военных и милиции и, наконец, займутся обеспечением необходимой защиты мостов, гидротехнических сооружений, линий ЛЭП, укреплением дамб, плотин и водохранилищ.
В общем, на бумаге все выглядит отлично, только все понимают, что, сэкономив на профилактических мерах, придется тратить на восстановление разрушенного стихией в сотни раз больше. Например, в 2002 г. Южный федеральный округ потратил на эти цели аж 13 млрд. рублей.
Между тем денег на профилактику уже сейчас катастрофически не хватает. У синоптиков нет средств на создание точного прогноза параметров половодья (как в Иркутской области), у речников - на содержание ледоколов, способных разламывать заторы (как в Омской области). Доходит до смешного: коммунальщикам не на что купить лопаты и резиновые сапоги, чтобы снег разгребать. Хотя есть и другие примеры. В частности, благодаря оперативной работе уже несколько лет удается избежать наводнений в Хабаровском крае и на Сахалине. Ничего революционного здесь не делают: просто всю зиму ведут положенный мониторинг, в сложных местах вовремя устанавливают посты наблюдения, а потом взрывают заторы заранее закупленной взрывчаткой. А результат отличный: на Сахалине уже 10 лет наводнения предотвращают.
Самыми проблемными регионами остаются Якутия и юг России. Министр МЧС Якутии В. Сухоборов сообщил, что и в этом году подтопления в районе Ленска не исключены, так как глубина льда на Лене опять превысила нормы. При этом в республике еще чрезвычайно морозно, а потому толщина льда будет нарастать. В дамбе Ленска наблюдаются разрывы и промоины. Пока местные спасатели полны оптимизма: разрабатываются планы по отводу воды от города, готовятся к возможной эвакуации людей из некоторых населенных пунктов.
Дон тоже покажет свой характер: в феврале здесь было много дождей и снега, а потому грунтовые слои переполнены влагой. Противопаводковая комиссия Ростовской области уже отметила 60 населенных пунктов, которым грозит подтопление. Здесь рапортуют о принятии превентивных мер: снижении уровня воды в Цимлянском водохранилище, укрепительных работах на 16 нуждающихся в ремонте гидросооружениях.
На словах все выглядит неплохо, но хочется, чтобы МЧС и местные власти поменьше рассуждали о том, кто что должен делать, а воспользовались данной нам природой передышкой в две-три недели для предотвращения возможных ЧП.
Смотрите также:
- Чем опасны лавины, сели и оползни? (часть 1) →
- Потоп на юге России. Четыре версии беды →
- Россия ждет паводков →