Памяти демократа

   
   

В УБИЙСТВЕ Сергея ЮШЕНКОВА много мистики. По злой иронии судьбы, пуля киллера настигла депутата-либерала на улице Свободы, у дома ? 13. Если из даты, ставшей для него роковой (17 апреля), отнять порядковый номер месяца, получится опять же 13. И свою пресс-конференцию, ставшую последней в его жизни, он тоже назначил в тот день на 13 часов...

ЭТОТ брифинг руководство "Либеральной России" устроило в самом центре Москвы - в отеле "Националь", напротив Кремля. Пресса собралась в небольшом зальчике, увешанном портретами именитых посетителей отеля. На стене, прямо над выступающим Юшенковым и его коллегами, висел портрет Сталина. Было в этом соседстве что-то зловещее.

Но Юшенков, да и никто другой, конечно, не предчувствовал беды. Он был в прекрасном настроении, улыбался и шутил. И было чему радоваться. 17 апреля его партия прошла второй этап регистрации и получила право участвовать в думских выборах. Журналисты пытали лидеров про взаимоотношения с Б. Березовским - как известно, опальный предприниматель полгода назад отколол от "Либеральной России" группу "подберезовиков". (Потом в кулуарах Юшенков сетовал, что соперничать с олигархом было сложно: "Ну не можем мы, как Березовский, платить руководителям региональных парторганизаций по полторы тысячи долларов".)

Его спрашивали о шансах на выборах. Куда, мол, лезете с 1% рейтинга в Охотный Ряд? Но Юшенков лишь напомнил, что за год до прошлых выборов никто не предсказывал успех "Единства" или СПС. Его коллега Похмелкин добавил, что либералы будут бороться за 3-е место. Они всерьез рассчитывают на голоса интеллигенции, среднего класса...

Потом был небольшой фуршет. Сам Юшенков почти ничего не ел, только попивал сок и минералку (он был убежденным трезвенником, не брал в рот ни грамма спиртного), продолжая отвечать на вопросы журналистов. Помощники рассказали, что накануне у него страшно разболелся зуб - и депутат, панически избегавший всяких таблеток, по настоянию близких все же принял с утра обезболивающее. Боль отступила, и, казалось, он почувствовал себя счастливым и безмятежным. На вопрос корреспондента "АиФ": почему в отличие от своих товарищей не собирается выдвигаться в Думу по одномандатному округу? - Юшенков ответил, что свет клином на Думе не сошелся. Мол, если не судьба пройти по списку - так тому и быть, есть ведь много других дел - научная работа, мемуары... "А может, буду вести колонку в "АиФ", - добавил он с улыбкой.

С нашей газетой у Сергея Николаевича были очень теплые отношения. Отчасти потому, что с аифовцами он познакомился еще в Верховном Совете РСФСР, когда пятеро наших журналистов стали народными депутатами. С тех пор часто бывал в редакции, приносил "вкусные" идеи для статей. Не так давно, например, выступил на наших страницах с красивым и не лишенным резона предложением превратить территорию Кремля в православное государство-музей - "русский Ватикан".

В Думе Юшенков слыл для журналистов самым "свойским" депутатом. Он не кичился статусом, не отгораживался стеной из секретарей и помощников. С ним можно было запросто обсудить новости за чашкой кофе в думском буфете. Трудно было найти более ироничного и остроумного собеседника. Он знал множество анекдотов и даже выпустил книжку с лучшими шутками, услышанными им от депутатов и парламентских журналистов. Под псевдонимом "Егор Шугаев" публиковал в демпрессе шутливые законопроекты - например "О наследственном депутатстве". Но при этом не ленился в отличие от иных думцев всерьез, качественно работать над настоящими законами. Людей с таким опытом парламентской работы в России - раз, два и обчелся.

Он был умным, порядочным, поистине светлым человеком.

Светлая ему память!

Смотрите также: