Свобода по закону или за деньги?

   
   

НА ДНЯХ Госдума рассмотрит проект постановления об амнистии чеченских боевиков. Республика пережила их две - после хасавюртовского договора и в 2000 году. После того как в Чечне удачно прошел недавний референдум, о необходимости очередной амнистии заговорили на самом верху. В своей беседе с Ахмадом Кадыровым ее важность подчеркнул Владимир Путин. В самой Чечне к амнистии относятся по-разному как чеченцы, так и находящиеся здесь военные.

Хирург Басаева

БОЛЬШАЯ часть боевиков, амнистированных в 1996 году, снова взяли в руки оружие и воюют против федеральных сил до сих пор. В амнистию 2000 года добровольно сложили оружие свыше 500 членов незаконных вооруженных формирований (НВФ). В 2000 г. 387 человек были амнистированы. Среди них бывший прокурор Республики Ичкерия Ваха Муртазалиев, который сейчас преподает в Грозненском университете, и экс-министр здравоохранения республики Хамбиев (он оперировал Шамиля Басаева вместе с 12 коллегами, которые тоже были амнистированы). Сегодня г-н Хамбиев живет в Америке. По словам старшего следователя Генпрокуратуры Игоря Ткачева, который вел уголовное дело "Война" (в него вошли отдельные дела по каждому амнистируемому боевику), с подобными подследственными у него никаких проблем не было. С остальными работалось сложнее. Большинство из тех, кто проходил по делу, не имели даже удостоверяющих личность документов. Не было и до сих пор нет самой простой единой базы данных, где бы велся учет тех, кто взял оружие и ушел в горы. В этом и состояла основная трудность в расследовании. Но в результате не были амнистированы судьи шариатского суда, которым вменили незаконное присвоение полномочий и участие в НВФ. По некоторым боевикам удалось доказать их участие в НВФ, убийствах российских военнослужащих, похищениях людей, в хранении и изготовлении оружия. Они получили разные сроки заключения. 10 человек обменяли на гражданских и военных, которых чеченцы удерживали в плену.

В грядущую амнистию правоохранительные органы столкнутся с теми же проблемами, что и в предыдущую. Но, по убеждению того же Игоря Ткачева, эта процедура необходима как один из стабилизирующих положение в республике факторов. Когда следователь работал по делу "Война", ему приходилось сталкиваться со многими молодыми людьми, которые поддались патриотическим призывам сподвижников Масхадова и Басаева и ушли в леса. Как утверждает наш источник в спецслужбах России, который работает на Кавказе, среди молодежи много сыновей, братьев, родственников очень богатых и влиятельных родителей, которые ушли в горы ради фронтовой романтики, а теперь, хлебнув лиха, спешат вернуться домой.

Отпущение грехов по блату

ЗАКОНОПРОЕКТ не готов, а из республики уже приходят сообщения о добровольных явках с повинной бывших боевиков. Но еще в день проведения референдума перед телекамерами мелькали лица тех, кто спустился с гор.

Старики в селениях Урус-Мартановского района, выходцы из которых сложили оружие, заявили нашему корреспонденту однозначно: "У арабов денег не стало, вот наши от голода и холода решили перейти на сторону Кадырова. Человек из его ближайшего окружения как раз формирует свои отряды". К сожалению, в этих словах есть горькое зерно истины. По информации из силовых структур Чечни, схема сдачи боевиков федералам проста. Мелкие, человек в 10-15, отряды ищут подходы к высокопоставленным чиновникам из администрации главы республики, платя за посредничество 300-400 долларов с человека. Затем, если удастся сторговаться и если за членами группировки нет слишком большой крови, назначается, по слухам, цена сдачи - от 1 до 3 тысяч долларов за каждого. Далее боевиков легализуют, снабжая их документами. Способные служить вливаются в силовые структуры республики. Планируемая же амнистия не только лишит некоторых местных чиновников возможности поживиться, но и позволит "лесным братьям" легализоваться на самых законных основаниях.

Хотя не все так однозначно. Не доверяя ни федералам, ни своей власти, многие из тех, кто сегодня находится по ту сторону фронта, не спешат сдаваться. Им нужны четкие гарантии, которые будут обговариваться в законе. Амнистия в форме ультиматума "вы сдаете в 72 часа оружие, а мы будем смотреть" им не подходит.

С недоверием относятся к предстоящей процедуре и военные. Наш независимый эксперт генерал-лейтенант Александр Михайлов считает, что амнистия - реальный шаг к миру: "Мы не можем наказать бандитов в рамках действующего законодательства. Мы имеем дело с целым народом, который противостоял федеральному центру. Несмотря на официально заявленные потери боевиков, за последние несколько лет количество оставшихся в живых не меняется. Значит, их ряды постоянно пополняются. Но сегодня борьба определенной части бандитов в Чечне потеряла смысл. Поэтому они абсолютно легитимно получают свободу, сдаваясь своему человеку-чеченцу, имеющему власть и реальные средства. Подчеркну, сдаются конкретно Кадырову, а не федеральным властям, это-то и тревожит. Они селятся в дома, официально получают в руки оружие и становятся отдельной силой. Да, сегодня они обеспечивают безопасность жителей республики. Хотелось бы верить, что завтра они не повернут это оружие против нас. Такое в Чечне мы уже проходили".

Смотрите также: