ЗАМЕСТИТЕЛЬ Генерального прокурора Александр ЗВЯГИНЦЕВ хорошо знает о проблемах нормотворчества областных и республиканских начальников. Почти три года службы он провел на волжских берегах, объехал многие города и веси. Его задачей было приведение законодательных актов регионов Приволжского федерального округа в соответствие с федеральными законами.
- АЛЕКСАНДР Григорьевич, депутаты выпускают местные законы как горячие пирожки. Как за всем этим уследить?
- Уследить действительно тяжело. Но для того и щука в реке, чтобы карась не дремал. Принятый в 1999 году федеральный закон установил два года для полной "зачистки" правового поля. Ситуация в стране требовала от нас скорых и решительных действий.
- А чего уж так "зачищать" - разве принимаются антинародные правовые акты?
- Все зависит от того, что вкладывать в понятие "антинародные правовые акты". Некоторые из них были если не антинародные, то уж точно антигосударственные. Они посягали на территориальную целостность России, единое экономическое пространство, конституционные права и свободы граждан. На первом этапе в 2000 году основное прокурорское внимание было уделено конституциям и уставам. Это касалось практически всех 89 субъектов Федерации. Большинство из них приведены в соответствие с федеральным законодательством. Но примерно в 20 регионах нужно эту работу довести до логического конца. Наиболее проблемными в этом плане являются Татарстан, Калмыкия, Самарская область. Не согласуются с федеральными нормами Конституции и уставы Свердловской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Конституция Дагестана...
- Какие нарушения были наиболее распространены?
- Зачастую допускались отступления от основополагающих норм Конституции России. Декларировался суверенитет республики, регулировались вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации (обороноспособность, внешнеэкономическая деятельность). Устанавливались неприкосновенность должностных лиц региона, порядок изменения статуса субъекта, дискриминационные ограничения избирательных прав граждан и другое.
После проверки уставов и конституций начиная с 2001 года прокурорами был подвергнут сплошной ревизии весь колоссальный массив нормативной базы субъектов Федерации. В результате опротестованы или оспорены в судебном порядке 10 400 незаконных актов органов власти. С каждым годом количество нарушений федерального законодательства снижается. Абсолютному большинству региональных руководителей хватило мудрости для осознания необходимости жить и действовать по общероссийским законам. Хотя в ряде субъектов проблемы еще остались, но они уже не делают "погоды в нашем доме".
- Тем не менее в два года вы не уложились?
- Во-первых, не "вы", а "мы". К этому процессу наряду с прокуратурой причастны многие властные институты общества: суды, законодательная и исполнительная власти. Да и СМИ играют огромную роль в этом деле.
И во-вторых, это не совсем так. В единое правовое поле страны возвращены более 90% выявленных незаконных региональных актов. При анализе ситуации нельзя также забывать, что и федеральное законодательство быстро меняется, а региональное не всегда за ним поспевает. Поэтому необходимо вновь и вновь возвращаться к правовой оценке законов, уставов и конституций субъектов Федерации. Процесс перманентный.
В качестве небольшого лирического отступления хотелось бы отметить вот что. За время работы в Приволжском округе я убедился, что далеко не все региональные руководители пекутся только о благе собственном, клановом или узконациональном. В российской провинции, как и прежде, немало по-державному мыслящих, цельных личностей. Они приличную фору дадут многим столичным чиновникам-тусовщикам. Убежден, что благодаря именно таким "провинциалам" мы сохраним целостность, возродим былое могущество и величие России.
Смотрите также:
- На повестке дня - демократизация законодательного процесса. Трудный путь к новым законам →
- СВЫШЕ 50 ЗАКОНОПРОЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНО В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. Правовая база страны →
- Вся Россия. Анархии приходит конец →