Генеральная прокуратура РФ продолжает приводить в соответствие федеральным законам правовые акты субъектов Федерации
ОГРОМНЫЙ пласт нарушений - в сфере законодательства о местном самоуправлении. У нас в гостях Тамара ПАХОМЕНКО, начальник Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
- КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации 1993 года впервые юридически разграничила понятия "органы государственной власти" и "органы местного самоуправления". В соответствии со ст. 12 Конституции местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему государственной власти. Другими словами, местное самоуправление представляет собой новую форму проявления власти в стране.
- Тамара Арсентьевна, когда вы начинали "чистку", вы представляли ее масштаб?
- Инициатива руководства страны по наведению жесткого порядка на правовом поле потребовала активного вмешательства органов прокуратуры. Более трех тысяч незаконных правовых актов приведены в соответствие с Конституцией и другими федеральными законами.
Среди них были и законы, регулирующие деятельность местного самоуправления. Ограничения прав местных сообществ в ряде районов начинались с принятия основополагающих правовых актов - конституций и уставов. Это - основные законы Республики Коми, Приморского края, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Курской, Самарской, Свердловской, Ульяновской областей, Ненецкого автономного округа, города Москвы и Татарстана, которые находятся в прямом противоречии с Конституцией страны. В Уставе столицы, например, закреплено совмещение в одном лице органов госвласти и местного самоуправления.
Значительная часть надзорной деятельности прокуроров приходится на работу с правовыми актами органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Спор заканчивается судом
СТАТИСТИКА свидетельствует о высокой степени влияния органов прокуратуры на правотворческую деятельность в муниципальных образованиях. В 1999 году судами общей юрисдикции рассмотрено 4 тысячи дел о признании противоречащими законодательству правовых актов органов местного самоуправления, а, по данным прокурорской отчетности, за этот же год в суды направлено 3800 таких заявлений. Таким образом, 95% споров о незаконности правовых актов органов местного самоуправления рассматриваются судами по инициативе прокуроров. В 2000 году прокуроры направили в суд уже 5 тысяч таких заявлений. К слову, 96% заявленных прокурорами требований признаются судами обоснованными.
- Какие цели преследуют региональные власти, ущемляя свободу "муниципалов"?
- Выявление причин и подоплек этих конфликтов несвойственно органам прокуратуры. Наша основная задача - надзор за соблюдением законов.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления иногда принимало нелепые формы. Например, в Ивановской области был установлен запрет на обращение глав муниципальных образований в Законодательное собрание области без согласования с главой областной администрации. И наконец, самый больной и характерный вопрос - это ограничение в региональных законах права граждан на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, законодатели Северной Осетии, Санкт-Петербурга, Тверской, Челябинской областей поставили право на осуществление местного самоуправления в зависимость от численности населения. В Республике Ингушетия система органов местного самоуправления вообще не сформирована, выборы в местные органы власти не проводились. Больше того, многие муниципальные образования вообще не имеют уставов и, таким образом, нелегитимны.
Узурпация власти
- А ВАЖНО ли для населения городов, поселков наличие устава и что в нем задекларировано?
- Устав - это основной закон для конкретного населенного пункта.
В нарушение статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." в большинстве муниципальных образований не определен механизм ответственности местных властей перед населением. События прошедшей зимы в Приморском крае показали несостоятельность таких уставов, в которых не установлен порядок отзыва избирателями руководителей местных сообществ и представителей выборных органов в связи с утратой доверия.
В ряде уставов муниципальные образования явочным порядком присваивают полномочия государственных органов. Относят к своему ведению предметы федерального значения, в том числе налогообложения, распоряжения природными ресурсами и другие вопросы.
Прокурорами выявлены нарушения бюджетного, природоохранительного, административного, градостроительного, жилищного, трудового законодательства, а также законодательства о муниципальной службе, законов, предоставляющих льготы отдельным категориям граждан. Такие нарушения распространены повсеместно.
Надеюсь, уже ненадолго.