Примерное время чтения: 4 минуты
346

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ. Не только выявлять, но и исправлять

В БОРЬБЕ за повышение организованности, дисциплины и порядка важную роль играет народный контроль, органы которого действуют на основе Конституции и Закона о народном контроле в СССР, Этот Закон касается не только работников и активистов органов народного контроля, но и всех советских граждан. Его положения обязательны для государственных и хозяйственных органов.

В нашем государстве сложилась самая демократическая, подлинно народная система контроля, в осуществлении которого участвуют миллионы трудящихся.

ШИРОТА ОХВАТА

Дозорные установили, что на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе им. Караева за 10 месяцев прошлого года сверхнормативный простой вагонов и цистерн составил 2702 вагоно-часа, за что уплачен штраф в размере 10 тыс. руб. Комитет народного контроля Азербайджанской ССР за отсутствие должного контроля и непринятие действенных мер по организаций погрузочно-разгрузочных работ объявил выговор заместителю директора завода т. Алиеву и произвел на него денежный начет.

А вот еще один факт, взятый совсем из другой сферы жизни.

По предложению народных контролеров Молдавии осуществлена массовая проверка соблюдения ассортиментного минимума медикаментов хозрасчетных аптек. Выяснилось, что в ряде городских, районных и сельских аптек отсутствовали некоторые отечественные лекарственные препараты, имеющиеся в достаточном количестве на базах. Непосредственно в ходе проверки были приняты меры по устранению недостатков, виновные должностные лица понесли наказание.

Уже по этим двум примерам можно судить о широте охвата различных сфер жизни нашего общества деятельностью органов народного контроля.

ПРАВА НАРОДНЫХ КОНТРОЛЕРОВ

Комитеты народного контроля, согласно Закону, наделены большими правами, среди которых право знакомиться с документацией проверяемых предприятий, давать соответствующим органам или должностным лицам обязательные для исполнения поручения" о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В случаях, когда устанавливаются нарушения, народный контроль имеет право указывать на недостатки, "допущенные должностными лицами; обязывать устранять выявленные нарушения; передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, общественных организаций, рассмотрение органов государственного управления; приостанавливать явные незаконные распоряжения должностных лиц, налагать на них взыскания, проводить денежные начеты на должностные лица, причинившие материальный ущерб, вплоть до отстранения от занимаемых постов работников, допустивших срыв выполнения решений партии и правительства, грубые нарушения государственной дисциплины, социалистической законности, а также бюрократизм и волокиту, причинившие существенный ущерб интересам государства, организаций и граждан.

Здесь перечислены далеко не все права, которыми широко пользуются народные контролеры. Приведем лишь один пример, подтверждающий на деле реальные права народных контролеров.

В Брянской, Калужской, Куйбышевской, Ростовской областях народными контролерами была проведена проверка постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению рыбы в пресноводных водоемах страны. За крупные недостатки в организации прудового рыбоводства, нарушения государственной дисциплины, низкий уровень организации и технологии рыбного дела, бесхозяйственность начальник Управления прудового рыбоводства А. Кореневский от занимаемой должности освобожден. Заместителю министра рыбного хозяйства РСФСР П. Сапыгину объявлен выговор. Наказание понесли и другие лица.

И ЧИСЛОМ И ПРИМЕРОМ

Органы народного контроля являются массовыми, демократичными, их основу составляют группы и посты, члены которых избираются трудовыми коллективами.

Численный состав народных контролеров, по данным на 1 января 1982 г., представлен в таблице.

Какова же результативность деятельности народных контролеров? Обратимся снова к типичному примеру.

Смоленский областной комитет народного контроля проверил, как отдел внутренних дел Заднепровского райисполкома заботится об укреплении общественного порядка, борется с правонарушителями. Вскрылись многие упущения: работники РОВД были мало связаны с трудовыми коллективами, слабо взаимодействовали с добровольными народными дружинами. Не был налажен учет лиц, возвратившихся из мест заключения, не контролировалось их трудоустройство. На недостатки было указано начальнику РОВД т. Бебешину. Спустя некоторое время областной комитет вернулся к этому вопросу и установил, что критику восприняли правильно. В районе теперь действует координационный совет служб, участвующих в охране общественного порядка, строже стал спрос с пьяниц и хулиганов, активнее ведется индивидуальная работа с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда.

Закон о народном контроле, принятый второй сессией Верховного Совета СССР десятого созыва, является свидетельством постоянной заботы нашей партии и государства об органах народного контроля, через которые широкие массы трудящихся привлекаются к управлению государственными и общественными делами. Он направлен на активизацию деятельности народных контролеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно