Известно, как велика роль местных Советов во всех сферах жизни нашей страны. Это обстоятельство не по нраву буржуазным пропагандистам. Они нередко говорят и пишут о том, что в деятельности Советов якобы много случайного, что решения их нередко недостаточно юридически обоснованы, особенно когда вопросы касаются защиты прав граждан.
Каково положение в действительности?
С. Сейдаметов, Ташкентская обл.
В СУЖДЕНИЯХ наших идейных противников о деятельности Советов народных депутатов много противоречивого. То они утверждают, что местные органы власти у нас не имеют самостоятельности, то, наоборот, представляют их власть не знающей границ, И то и другое - крайности, далекие от действительности.
На самом же деле полномочия местных Советов, рамки их деятельности определены в Конституции СССР и на ее основе в конституциях союзных и автономных республик. В каждой из них к тому же имеются законы о районном, городском, поселковом, сельском Советах народных депутатов. Деятельность и организацию работы местных органов власти определяют также Закон СССР о статусе народных депутатов в СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР об организации работы с наказами избирателей и другие правовые акты.
Конечно, в жизни бывает, что не всегда и не везде все делается, как говорится, по-писаному. Однако это вовсе не значит, что местные Советы поступают произвольно.
Что касается защиты местными органами власти конституционных прав советских граждан, то именно в этой связи издано много законодательных актов, которые, как правило, направлены на то, чтобы обеспечить права советских граждан, гарантировать строгое соблюдение принципов социалистической демократии.
Именно об этом гласит, например, статья 22-я Закона СССР о выборах в Верховный Совет СССР. Она обязывает исполнительный комитет местного Совета при получении заявления о неправильности в списке, избирателей в двухдневный срок рассмотреть такое заявление и внести необходимые исправления в списки избирателей либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления.
Постановление Президиума Верховного Совета СССР "О практике приема населения в исполнительных комитетах Советов народных депутатов, на предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской области" от 3 июля 1979 г. предписывает Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам обратить особое внимание на необходимость обеспечения конституционного права граждан вносить предложения, критиковать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц.
В постановлении указано на необходимость регулярного заслушивания на сессиях Советов, заседаниях постоянных комиссий и исполнительных комитетов отчетов руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам приема грудящихся.
Кроме законодательных актов местным Советам и подчиненным им органам адресуются многие нормы постановлений и распоряжений Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, которые также проникнуты заботой о человеке, обеспечении его прав и потребностей.
Таким, например, является постановление Совета Министров СССР "Об усилении зависимости размеров доходов местных бюджетов от эффективности работы объединений, предприятий и организаций, расположенных на территории соответствующих Советов народных депутатов" от 3 августа 1984 г. Оно обязывает местные органы власти продолжить работу по передаче объединений и предприятий, продукция которых используется преимущественно для удовлетворения потребностей населения автономных республик, краев, областей, районов и городов, из республиканского в местное подчинение.
Обязательны также для местных органов власти и управления приказы и инструкции министра здравоохранения СССР по вопросам лечения и профилактики заболеваний, охраны территории СССР от заноса и распространения карантинных и иных инфекционных заболеваний, санитарно- эпидемиологического обслуживания населения.
Как видим, деятельность Советов четко регламентирована. Однако это ни в коей мере не ограничивает прав местных органов власти в решении всех вопросов экономического и социального развития, исходя из общественных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, как это предусмотрено статьей 146 Конституции СССР.
В. ПЕРТЦИК, доктор юридических наук, профессор