520 тыс. вопросов подготовили постоянные комиссии на рассмотрение сессий Советов. Ими сделано на сессиях свыше 304 тыс. докладов и содокладов.
83772 депутатских запроса сделано в 1983 г. на сессиях местных Советов. Это на 8679 больше, чем в 1982 году. Только в РСФСР сделано за минувший год свыше 36 тыс. депутатских запросов.
В многочисленных "исследованиях" буржуазных идеологов, касающихся жизни в СССР, с напускной объективностью утверждается, будто наши Советы народных депутатов ограничены в своей деятельности.
Перелицовывая на свой лад выхваченные из жизни случайные факты и фактики, "советологи" искажают общую картину. Они сознательно избегают ссылок на те законы и положения, которые определяют советскую действительность.
СТРОГИЙ СПРОС
Сегодня невозможно назвать сферу нашей жизни, находящуюся вне компетенции Советов народных депутатов. Они руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства как непосредственно, так и через создаваемые ими органы, прежде всего через органы государственного управления.
Реальное выполнение Советами их функции, осуществление ими принадлежащей народу государственной власти во многом зависит от контроля за деятельностью этих органов. И такой контроль осуществляется постоянно, растет его эффективность.
Советы Министров СССР и республик в соответствии с конституциями регулярно отчитываются о своей работе перед образовавшими их Верховными Советами. Вновь образованные правительства представляют на рассмотрение Верховных Советов заявления о своей предстоящей деятельности.
Систематически заслушиваются отчеты Советов Министров о выполнении государственных планов экономического и социального развития и бюджетов, по другим вопросам. Министерства, государственные комитеты и ведомства представляют отчеты и доклады Верховным Советам, их Президиумам как специально, так и в связи с рассмотрением раз личных вопросов хозяйственно го и социально культурного строительства. На сессиях Верховных Советов, заседаниях их Президиумов регулярно заслушиваются доклады, сообщения, информации Советов Министров по различным вопросам.
Как отмечал на заседании Президиума Верховного Совета СССР 13 апреля 1984 г. товарищ К. У. Черненко, из года в год "активизируется контрольная деятельность Верховного Совета СССР". Его постоянные комиссии провели за пять лет более 200 заседаний, на которых было заслушано около 900 докладов руководителей министерств, ведомств и других органов управления по важным вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
В прошлом году, например, на совместном заседании постоянных комиссий по здравоохранению и социальному обеспечению Совета Союза и Совета Национальностей был обсужден вопрос о соблюдении требований законодательства об охране труда и здоровья рабочих предприятий черной металлургии. Депутаты - члены этих комиссий предварительно изучили положение дел на 14 крупнейших предприятиях отрасли, проанализировали материалы, представленные исполкомами ряда областных Советов, Министерством черной металлургии и Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС, а также другими министерствами и ведомствами.
Депутаты предъявили строгий спрос к руководству Министерства черной металлургии СССР за отсутствие должной требовательности в обеспечении охраны труда, соблюдении производственной дисциплины, дали конкретные рекомендации, что надо сделать для устранения недостатков.
Постоянные комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР обсудили вопрос о выполнении требований законодательства в части обеспечения рационального использования топлива, тепловой энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве Литовской ССР.
В ходе заседания отмечалось, что исполкомы городских и районных Советов народных депутатов республики недостаточно используют предоставленные им полномочия по контролю за правильной эксплуатацией ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, рациональным использованием топлива тепловой и электрической энергии.
Депутаты остро критиковали также Госстрой СССР, Госгражданстрой и Госплан СССР, которые с отставанием выполняют предусмотренные общесоюзной программой мероприятия по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В своем постановлении комиссия дала обоснованные рекомендации республиканским и союзным органам по устранению выявленных недостатков.
Подобных примеров много в практике постоянных комиссий не только Верховного Совета СССР, но и Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских, районных Советов. Так, комиссии Верховного Совета Белорусской ССР в порядке контроля регулярно рассматривают вопросы выполнения плановых заданий, повышения эффективности общественного производства, рационального использования трудовых, материальных и иных ресурсов министерствами и ведомствами, местными органами власти.
Хотя принятые комиссиями решения имеют характер рекомендаций, они подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями и служат действенным средством контроля.
ИСПОЛЬЗУЯ РАЗНЫЕ ФОРМЫ
Контроль Верховных Советов распространяется и на деятельность исполнительных комитетов местных Советов, прежде всего их вышестоящих звеньев. Наиболее распространенной формой контроля являются отчеты исполкомов на заседаниях Президиумов Верховных Советов. В союзных и автономных республиках практикуются также доклады исполнительных комитетов на сессиях Верховных Советов.
Важное значение имеет и то, что исполнительные комитеты обязаны не реже одного раза в год отчитываться перед избравшими их Советами, которые также вправе заслушать их отчет в любое время и по любому вопросу. Свидетельством контроля местных Советов за деятельностью исполнительных и распорядительных органов служит такой факт: в прошлом году на сессиях этих Советов перед депутатами отчитались 51 528 исполнительных комитетов, или 99,5 процента.
Действенным средством контроля за работой государственных органов и должностных лиц является депутатский запрос, на который они обязаны дать ответ на сессии Совета. Запрос может быть связан с любым вопросом, относящимся к компетенции данного Совета. О том, какую силу имеет эта форма контроля, свидетельствует следующий факт.
Депутат Костромского городского Совета Л. Николаева на одной из сессий в прошлом году обратилась с запросом к управляющему областным ремонтно-строительным трестом В. Смирнову: "Почему не выполняется наказ избирателей о создании мастерских по ремонту инженерных сетей и сантехники в рабочем поселке Октябрьский?" Запрос депутата возымел действие. На сооружение в оборудование мастерских было выделено 170 тыс. рублей.
За последнее время депутатские запросы к исполкомам, их отделам, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций выдвигаются довольно широко. И все же эта действенная форма контроля используется еще не в полном объеме. Апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС призвал к тому, чтобы народные избранники чаще пользовались своим правом запроса, смелее выносили на общее, гласное обсуждение волнующие людей вопросы повседневной жизни.
Осуществляя контроль за проведением в жизнь принятых ими решений, Советы широко опираются на формируемые ими органы народного контроля. Совершенствуется взаимодействие органов народного контроля с постоянными и иными комиссиями Советов народных депутатов, что позволяет более глубоко проверять деятельность предприятий, учреждений, организаций, полнее вскрывать причины недостатков в их работе.
..."Взять под контроль". Эти слова можно часто встретить в решениях сессий Советов различных ступеней. Конечно, недостатки в их работе есть. О них со всей откровенностью сказано в постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов". В этом важном документе, в частности, подчеркнута и необходимость повышения действенности контроля Советов за работой органов управления. Однако, признавая недостатки, наши руководящие органы указывают и пути их преодоления. Работа по совершенствованию деятельности Советов направлена на повышение их роли в хозяйственной я культурной жизни страны, на осуществление еще большей связи с задачей удовлетворения потребностей советских людей, каждого советского человека.
ЛИТЕРАТУРА
ЛЕНИН В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 188; т. 37, с 500.
Конституция СССР, статьи 91, 92.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. М., Политиздат. 1984.
Советы народных депутатов. Справочник. М., Политиздат, 1984, с. 349 - 356.