ИЗЛЮБЛЕННЫМ "коньком" буржуазных "советологов" является утверждение о том, что советские люди будто бы беззащитны перед действиями администрации государственных и общественных организаций. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться и проанализировать возможные ситуации вместе.
КОНФЛИКТ, А НЕ СПОР НЕПРИМИРИМЫХ СТОРОН
Естественно, что конфликты между руководителями и подчиненными - явление далеко не уникальное в нашей жизни, поскольку взаимоотношения между рабочими и служащими, с одной стороны, и представителями администрации, с другой, исключительно многогранны. Они охватывают решение вопросов, связанных с условиями труда, быта, отдыха, повышением квалификации, оценкой труда, культурным обслуживанием, критикой недостатков, общественной работой, и многих других. При этом, естественно, не исключены определенные разногласия. Однако такие разногласия не носят характера спора между непримиримыми сторонами, так как в СССР отсутствуют антагонистические классы и эксплуатация человека человеком.
В КОНФЛИКТЕ МОЖНО ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА
Итак, допустим, что конфликт все же произошел. Предположим, администратор неправ, но использует служебное положение и настаивает на своем или применяет санкции против подчиненного. Как быть?
Разрешить спор и установить истину поможет закон. Наша система законодательных актов направлена на защиту прав граждан от любых нарушений, в том числе и со стороны администрации. У нас конституционно закреплено личное право каждого на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Полнота прав советского человека обеспечивается рядом важных государственных мер. К ним относится, в частности, постоянный контроль за соблюдением законности, осуществляемый министерствами, ведомствами, исполкомами местных Советов народных депутатов, их отделами и управлениями. Эти меры предусматривают также общенадзорную деятельность прокуратуры и органов народного контроля, в которых работают доверенные представители общественности. Кроме того, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик установлены широкие права профсоюзов, направленные на активную защиту интересов трудящихся. Контролирующие органы и работающие в них лица, располагая широкими полномочиями, призваны добиваться восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного гражданину ущерба, привлечения виновных к ответственности по закону. Все перечисленные выше государственные и общественные органы используют различные формы и методы контроля за осуществлением прав граждан.
Так, Министерство внутренних дел СССР рассмотрело недавно статью "После шторма", опубликованную в "Литературной газете" 19 января 1983 г., в которой приводились факты грубого нарушения законности отделом внутренних дел Жовтневого райисполкома Одесской области. Проверка показала, что факты, указанные в статье, подтвердились. За необоснованное привлечение к уголовной ответственности и арест Н. Розовайкина бывший начальник Жовтневого, ныне начальник Приморского РОВД Волобуев А. М. предупрежден о неполном служебном соответствии. Начальник следственного отделения Жовтневого райотдела внутренних дел Копица В. В. освобожден от занимаемой должности без права заниматься следственной работой. Наказаны и другие должностные лица, имевшие отношение к делу Розовайкиных. В отношении заместителя начальника областного управления Слипца Н. И. и начальника управления Одесского горисполкома Богданцева Н. М., не обеспечивших порученный участок работы, коллегия МВД республики ограничилась ранее принятыми мерами - увольнением их из органов МВД.
ВСЕСТОРОННЯЯ ЗАЩИТА
Немало вопросов, связанных с жалобами граждан, рассматривается и решается ВЦСПС. Только в течение одного 1980 г. положительно было решено свыше 3 тыс. заявлений трудящихся, взятых на контроль общим отделом ВЦСПС. В частности, приняты меры к улучшению жилищных условий 382 семей, разрешены вопросы оплаты труда в 358 конфликтных случаях, восстановлены на работе и трудоустроены 230 человек, улучшены условия труда на 114 предприятиях, приняты решения по 141 письму о возмещении причиненного гражданам ущерба, устранены недостатки в работе 136 комитетов профсоюзов и т. д. Решены также положительно 2275 заявлений граждан, обратившихся в ВЦСПС лично.
Большое внимание обращениям граждан уделяют партийные органы. Так, из 56 тыс. писем, поступивших в ЦК КП Азербайджана в 1982 г., более 15 тыс. были рассмотрены под непосредственным контролем секретарей ЦК. Каждый пятый посетитель, обратившийся в ЦК Компартии республики, был принят лично секретарями ЦК.
Не редкостью стало обращение людей с предложениями и жалобами в редакции газет и журналов. Так, в 1982 г. в редакцию газеты "Советская Чувашия" поступило 22615 писем. Многие из них были опубликованы в газете. 3325 писем редакция направила на рассмотрение в соответствующие органы. Большинство вопросов было решено положительно.
Защищают нрава трудящихся и органы прокуратуры Советского Союза, которые ежегодно добиваются отмены десятков и сотен незаконных актов администрации, привлекают к ответственности за невнимательное отношение к жалобам людей.
Но не стоит думать, что обратившийся с жалобой всегда оказывается прав. Бывают случаи необоснованных претензий, и закон призван установить истину.
Президиум Верховного Совета СССР 4 марта 1980 г. утвердил новую редакцию Указа "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", обеспечив его надежными юридическими гарантиями. В нем определены административные органы, которые обязаны разбирать заявления граждан, соблюдать порядок и сроки проведения конкретных мероприятий в связи с предложениями, жалобами и критическими замечаниями трудящихся.
В Указе содержатся также положения, согласно которым жалобы на действия должностных лиц, совершивших нарушения закона и превысивших полномочия, могут рассматриваться судами. Данная форма защиты прав граждан весьма эффективна. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что судами СССР положительно решается около 50 проц. дел о восстановлении на работе. При этом виновные в нарушении прав граждан могут нести как административное, так и уголовное наказание (в зависимости от характера дела).
И все же, несмотря на закон, нарушения прав граждан случаются. И причиной тому довольно часто бывают факты невнимания или безответственности администратора, недобросовестность или бездеятельность органов правопорядка. Все это затрудняет порой восстановление справедливости. Однако со всей ответственностью можно утверждать, что закон не оказывает предпочтения ни одной из конфликтующих сторон в зависимости от положения или занимаемой должности человека. Наш закон стоит на страже справедливости. Перед ним все равны.
В. РЕМНЕВ, доктор юридических наук.