В ПРЕДДВЕРИИ осени между Кремлем и Белым домом обострилась дискуссия о том, каким быть правительству после президентских выборов. Кто займет кресло премьера в мае 2004 г.?
Шаг назад
В 2000 г. Кремлю был нужен "технический" премьер. Понимая это, глава правительства старательно удерживался в отведенных ему рамках высокопоставленного чиновника. Он знал, что на этой должности ему отпущено 3-4 месяца. Но и к 2003 г. замены ему не нашли, и "Михал Михалыч" превратился в полновесного руководителя со своим мнением. По отдельным вопросам экономического развития правительство стало не соглашаться, а порой открыто оппонировать президенту. Например, выяснилось, что М. Касьянов имеет "особое" мнение по поводу темпов экономического роста, налоговой реформы, реформирования энергетического комплекса.
Самостоятельность премьера устраивала не всех. Периодически стали появляться слухи о грядущей отставке главы Белого дома. Причем зачастую М. Касьянова "освобождали от обязанностей" вкупе с другим политическим тяжеловесом - А. Волошиным. Они ассоциировались как партнеры, объединенные общими интересами, работающие в одной связке.
К тому же не секрет, что набирать политический вес премьеру во многом помогала команда, костяк которой составляли люди, так или иначе связанные со старой кремлевской гвардией, возглавляемой А. Волошиным. Это бывший руководитель аппарата правительства И. Шувалов, его первый заместитель, "спец" по кадрам А. Левицкая, руководитель информационного управления Белого дома А. Волин. Все они были делегированы в Белый дом очень влиятельным главой кремлевской администрации и могли позволить себе играть в нем собственную игру.
В аппаратных интригах эффективно использовалась и пропагандистская машина Белого дома, у руля которой стоял А. Волин. На определенном этапе такая ситуация премьера вполне устраивала. Но затем второй человек в Кремле все чаще стал упрекать правительство за нерасторопность в проведении экономических реформ. С чей-то подачи заговорили, что глава кремлевской администрации сам не прочь занять премьерское кресло. В этом его вроде бы поддерживало мощное олигархическое лобби под прикрытием Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По многим вопросам оно разделяло позицию А. Волошина. Так было, например, в ситуации с административной реформой.
Ответ М. Касьянова не заставил себя ждать. В течение летних месяцев из аппарата правительства "ушли" все сотрудники, входившие в кадровую обойму главы кремлевской администрации.
Стоп-рывок
НОВАЯ команда премьера - руководитель аппарата правительства К. Мерзликин, его заместитель О. Буклемишев, руководитель секретариата М. Синелин не связаны никакими отношениями ни с одной из политических групп. Они "замкнуты" исключительно на премьера. Порвав прежние связи, М. Касьянов показал, что вновь готов ограничиться ролью технического премьера. Как политик он полностью разоружился. Но как опытный переговорщик в преддверии торгов о месте премьера послал сигнал, что с ним можно договариваться.
Теперь вопрос в том, какое правительство нужно президенту? Если опять требуется премьер, просто возглавляющий медленный эволюционный процесс в экономике, тактика М. Касьянова правильная. Ни А. Кудрин, ни Г. Греф, которые за годы работы в правительстве успели стать вполне самостоятельными фигурами, ему не соперники. Но президент может решить, что во главе правительства нужна политическая фигура, способная победить на выборах президента в 2008 г. Человек этот должен еще и взять на себя риски за радикальный прорыв в экономическом развитии. Во всяком случае, сам В. Путин не раз говорил о том, что Россия накопила силы для резкого скачка вперед.
В последнее время говорят, что таким человеком вполне мог бы стать уволенный из Белого дома И. Шувалов. Заботами А. Волошина он стал помощником президента. А комиссия, которую он возглавляет, берется решать вполне амбициозные задачи, заявленные в президентском послании, - удвоение ВВП, борьба с бедностью. Улавливается сходство с неким параллельным правительством. Правда, как признаются участники комиссии, реальную программу действий они смогут предложить не раньше чем через полгода. Да и сам состав комиссии пестр и разнороден: экономический советник президента А. Илларионов, олигархи К. Бендукидзе и О. Дерипаска, председатель Торгово-промышленной палаты Е. Примаков и т. д. Сумеют ли они о чем-то договориться?
Тем временем правительство М. Касьянова обнародовало на днях программу развития России на 2003-2005 гг. Удвоение ВВП в ней откладывается до 2013-2014 гг., а не к 2010 г., как настаивал президент. Согласится ли с этим В. Путин?
Смотрите также:
- Правительство: Касьянов "доживет" до послания. Кириенко "щупает почву". Шансы Степашина →
- Правительство: Останутся 4 вице-премьера. Понижение Клебанова →
- Кремль-2008: Испытание для преемника →