В МАЕ обитателям Белого дома предстоит сдавать тест на вступление в новый правительственный кабинет. В Кремле и в политических кулуарах обсуждают потенциальных кандидатов в премьеры, прикидывают имена будущих вице-премьеров и министров.
ОЧЕВИДНО, что кадровый резерв, которым можно воспользоваться при формировании следующего правительства, у президента не такой уж большой. Поэтому члены нынешнего правительства имеют явные преимущества перед новичками.
"Единая Россия", хоть и заявляет о намерении укомплектовать Белый дом своими кадрами, скорее всего, вряд ли получит широкие возможности. Партия должна еще на деле доказать, что может быть и самостоятельной, и способна возглавить реформы.
Если, как планируется, второй срок В. Путина действительно станет периодом экономических прорывов, то понадобится правительство, которое вместе с Думой примет на себя удар недовольства проводимыми реформами.
В таком случае на роль премьера президенту нужен настоящий комиссар - человек с железной волей и крепкими нервами. Он должен пользоваться доверием президента, но при этом оставаться вполне самостоятельной фигурой.
М. Касьянов в последнее время демонстрирует решимость "вызвать огонь на себя". Но возникает вопрос: почему до сих пор нынешнее правительство так и не решилось на серьезные реформы?
С. Иванов и А. Кудрин имеют фактически одинаково высокую степень доверия у президента. По этой причине возвышение одного из них до ранга премьера может вызвать обиды и соперничество при работе в новом кабинете. К тому же "силовику" С. Иванову наверняка будет непросто найти рычаги воздействия на экономический блок. От этого зависит, какое время понадобится новому кабинету на "раскачку".
Определенные виды на премьерский пост имеются и у вице-премьера Б. Алешина. Считается, что он взял неплохой старт в работе над административной реформой. Правда, в последнее время работа над дебюрократизацией госаппарата сама стала вязнуть в бюрократических процедурах и интригах. Вице-премьеру все труднее противостоять давлению обиженных чиновников. Но умасливание бюрократии и административная реформа - вещи несовместимые. Президенту нужно, чтобы реформа привела к реальному снижению административного давления на граждан и экономику. Кремль полагает, что проводить ее надо под контролем населения, и озабочен тем, как наладить механизм такого контроля.
Cчитается, что один из ключевых постов в будущем кабинете может получить и зам. главы президентской администрации И. Шувалов. Он умеет четко ставить и оперативно решать ключевые задачи. Кремлевская группа под руководством Шувалова сумела выделить 5 направлений социальной политики, которые уже включены в план работы правительства. Ему удалось наладить отношения и с руководством администрации, и с экономическим блоком правительства, и с Центром стратегического планирования.
Наконец, старожилы коридоров власти не исключают, что при формировании правительства неожиданно может всплыть и фамилия экс-руководителя кремлевской администрации А. Волошина. Судя по тому, что ему не было предложено значимого поста после отставки, его вполне могут держать в кадровом резерве.
Между тем соискатели белодомовских портфелей рангом пониже тоже времени не теряют. Понимая, что смотрины в разгаре, необщительные прежде правительственные чиновники замелькали в прессе и на телеэкранах, торопясь отчитаться о достигнутых успехах. Другие, напротив, заняли выжидательную позицию, ушли в отпуск или исчезли с горизонта. Однако увлечение собственным пиаром, равно как и стремление тихо пересидеть опасное время, может сыграть с соискателями портфелей злую шутку. Очевидно же, что в свете предвыборных задач президенту требуется совсем иное: реальные результаты и четкие перспективы, которые можно предъявить избирателям.