"Львиное сердце" Пеле

   
   

ВЕЛИКИЙ бразильский футболист всех времен и народов ПЕЛЕ оказался в России в рамках рекламной кампании, которую проводит одноименная марка кофе. Но поговорить с ним, естественно, хотелось о футболе.

От Яшина - по шее

- ВАШЕ прозвище очень давно и хорошо известно повсюду. Но как оно у вас появилось?

- Сперва мне ужасно не нравилось, когда мальчишки меня называли Пеле. В школе из-за этого я даже лез в драку с обидчиками. Но постепенно смирился и привык к кличке, особенно когда она стала популярной во всем мире. В португальском языке она созвучна слову "кожа".

- Может быть, это связано с родом ваших занятий еще до того, как вы стали профессиональным футболистом?

- Подростком я действительно зарабатывал деньги починкой обуви.

- Здесь, в Москве, на стадионе "Динамо", вам представили молодого нападающего сборной России Дмитрия Булыкина. И вы напутствовали его, по вашим словам, так же, как вас когда-то наш знаменитый вратарь Лев Яшин... А как, собственно, это было?

- На чемпионате мира 1958 года сборные Бразилии и Советского Союза проживали в одном отеле. Во встрече наших команд мы одержали победу над советской сборной. После игры во время ужина в ресторане к нашему столу подошел Яшин и от лица русских футболистов вручил мне замечательный кубок. Мне - 17-летнему мальчишке, хотя рядом сидели такие "монстры", как Вава, Зито, Жилмар, Гарринча. Вот так мы подружились с Яшиным. Это вратарь, равного которому не было и нет, и человек с большим сердцем. До сих пор жалею, что не смог приехать на его прощальный матч, хотя с того времени прошло 32 года. Как и со Львом, у меня сложились очень искренние и по-человечески теплые отношения с его женой Валентиной...

...У Валентины Тимофеевны Яшиной несколько иная версия того, как ее супруг напутствовал Пеле в большом футболе. "На финальную часть чемпионата мира в Швеции я прилетела в тургруппе, - рассказывала Валентина Тимофеевна. - А наша сборная туда не пробилась и уже готовилась к возвращению домой. Примчалась на такси в гостиницу. Лев повел меня не через главный вход, а почему-то сбоку, через служебный. На лестничной площадке стоят несколько наших, нарушают режим - покуривают в кулак. Меня почти все знали в лицо, посыпались шутки, подначки. В этот момент прыжками по лестнице скачет юркий чернокожий парнишка - мелкий такой, Яшину едва до груди. Лев бесцеремонно притормозил его ладонью за шею - тот вовсе не возмутился, а, наоборот, расплылся в улыбке. Яшин мне: "Познакомься, Валентина. Это - Пеле. Вот увидишь, он скоро станет таким футболистом, которого мир еще не знал".

- На футбольном поле Бог вас хранил, а вот вашему старшему сыну Эдиньо не повезло...

- Да, пять лет он защищал ворота "Сантоса". Становился чемпионом штата Сан-Паулу. Но в матче с "Палмейрасом" жестоко травмировал колено и был вынужден оставить футбол. Я очень переживал, когда Эдиньо выбрал себе амплуа вратаря. Потому что сам слишком часто огорчал голкиперов и не хотел, чтобы морально страдал мой сын. Сейчас он помогает мне в бизнесе.

- Здесь, в Москве, журналистам показывали фрагменты нового фильма о великом Пеле. Каково вам самому смотреть кадры кинохроники с собственными неповторимыми голами?

- Вы видели только несколько минут с этими кадрами, а на самом деле фильм двухчасовой. Вместе с режиссером я искал фотографии и записи своих голов в фильмотеках и архивах очень многих стран мира. И когда монтировали окончательный вариант, волновался до слез на глазах. Черт возьми, как хотелось бы вернуться в эти счастливые времена! Однако я навсегда усвоил урок, который преподал мой отец Дондиньо. Когда-то он накрепко внушил мне, что нужно уметь вовремя остановиться. И уйти из футбола на пике, чтобы тебя запомнили именно таким, а не увядающим и беспомощным.

Евгений АСТРАХАНЦЕВ

"Вы сами бразильцы..."

- В НАШЕЙ стране, особенно в последнее время, многие люди стали полагать, что именно футбол может стать национальной идеей. Спорт, вообще, может быть национальной идеей?

- Я в этом не сомневаюсь. Российский народ очень похож на бразильский, у вас такие же привычки, темперамент. Люди, которые любят футбол, составляют самую большую семью в мире. Футбол - это единственный вид спорта, в который могут играть все - и маленькие, и толстые, и худые, и старые, и молодые, и мальчики, и девочки. Не нужно обладать тяжелым весом, как штангисты, или двухметровым ростом, как баскетболисты или волейболисты. Правда, чтобы по-настоящему уметь играть в футбол, нужно уметь думать головой.

- Могли бы вы с ходу назвать тройку самых великих футболистов, играющих сегодня?

- В течение последних 10 лет среди тех, кто наиболее стабильно играет, Зидан, Роналдо, который после тяжелой травмы смог вернуться и блестяще заиграть. Третье место я распределил бы между Раулем и Луиш Фигу. И еще, конечно, хочется назвать Бекхэма, который тоже входит в число лучших.

- Вы на пресс-конференции сказали, что не готовы взвалить на себя тренерские обязанности. Почему же большое количество футболистов, игравших когда-то, с такой легкостью берутся за тренерскую работу?

- У меня есть масса друзей, которые стали тренерами. Но, к сожалению, не всегда великий игрок может стать выдающимся тренером. Большинство нынешних тренеров, даже великих, были в свое время довольно средними игроками. Платини был прекрасным игроком, но тренером стать не смог. Бекенбауэр и Диди были величайшими игроками, но тренеры из них не получились. Голландец Кройфф был и хорошим игроком, и прекрасным тренером, но это скорее исключение. Я мог бы тренировать ребят до 18 лет в качестве хобби. Но желания стать профессиональным тренером у меня не было никогда.

- Сейчас российский чемпионат по футболу заполонен бразильскими легионерами. Но, к сожалению, из Бразилии к нам прибывают игроки не того класса, с каким ассоциируется бразильский футбол. С чем это связано - с деньгами или с тем, что упал уровень профессионализма?

- Бразилия посылает своих игроков почти во все страны мира. Я знаю, что и у вас много бразильских игроков, и не все они, конечно, выдающиеся. Но мне кажется, что это проблема тех, кто их выбирает. Приглашают не самых лучших, не самых дорогих. Кроме того, есть и второй фактор. Часто хороший игрок не может адаптироваться в другой стране, тут иной климат, продукты, сама жизнь другая... И он не может сразу заиграть...

- Кого бы ни искали тренеры, второго Пеле они не найдут.

- Второго Пеле не будет еще и потому, что мои родители уже закончили производство детей.

Р. S. Полную версию беседы с Пеле слушайте на радио "Европа плюс" в программе "Большие люди".

Отар КУШАНАШВИЛИ

Смотрите также: