На прошедшем в Лондоне аукционе "Сотби" продавались уникальные картины русских художников. Участвовали ли в этот раз в торгах российские музеи, чтобы пополнить свои коллекции?
Г. В а с и л ь е в а, Коломна
ОТВЕЧАЕТ коллекционер, владелец самого большого в Европе собрания произведений театрально-декорационного искусства русских художников 1-й половины XIX века Никита Дм. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ (Лондон):
- ПРЕДСТАВИТЕЛИ российского Министерства культуры непременно присутствуют на каждом аукционе, но в качестве наблюдателей. Покупать что-либо на аукционе "Сотби" у бюджетной организации, конечно, нет средств, да и вряд ли можно назвать такую покупку рентабельной - ведь цены на аукционе заоблачные. А вот россияне из особо зажиточных могут позволить себе поторговаться за понравившийся лот. Так, в прошлом году "человек, купивший "Челси", приобрел "Обнаженную" Кустодиева за 1 млн. долл. Но в Россию эта картина с новым владельцем не поехала - она была тут же подарена и осталась в Западной Европе. Картины русских художников вообще редко возвращаются в Россию, если только нелегально. Потому что никто, к сожалению, не отменял 30%-ного налога на ввоз произведений искусства, даже если они исконно русские.
Нынешний аукцион "Сотби" можно назвать сенсационным. Во-первых, для всех желающих присутствовать на торгах даже не хватило места в зале. Да и произведений искусства было выставлено почти вдвое больше, чем обычно. За картины русских художников была получена рекордная сумма в 11,38 млн. долл. По 588 тыс. фунтов стерлингов каждая были проданы картины Айвазовского - "Прибытие российского корабля в Константинополь" и "Закат над бухтой Золотой Рог", 722 тыс. долл. заплатили за эскиз театрального костюма работы Льва Бакста, пейзаж Поленова ушел за 543 тыс. долл. Все это - мировые рекорды для этих художников. Отправятся эти произведения в частные коллекции Европы. Чаще всего картины оседают в Англии, Швейцарии или Франции.