Прогулки с Алексеем Учителем...

   
   

ОДНИМ из главных лидеров кинопроката среди отечественных фильмов в новом сезоне стала картина Алексея УЧИТЕЛЯ "Прогулка". В отличие от предыдущей работы режиссера - "Дневник его жены" новый кинохит на соискание премии "Оскар" выдвинут не был, но российский оскаровский комитет рассматривал его как серьезного претендента. А сейчас в самом разгаре работа над новой картиной - "Космос, как предчувствие", главную роль в которой сыграет Евгений Миронов.

...по фестивальным дорожкам

- СДЕЛАВ себе имя в документальном кино, вы переключились на игровые фильмы. Надоело работать в умирающем, бесперспективном жанре или...

- ...Вы, как и многие, глубоко ошибаетесь. Российское документальное кино сегодня востребовано в мире, как никакое другое. Наши документалисты активно работают с западными продюсерами и неплохо зарабатывают на своих фильмах, продавая их на зарубежном рынке. Среди режиссеров этого жанра у нас есть такие, кто известен в мире не меньше, чем Спилберг в игровом кино. Взять хотя бы питерского документалиста Виктора Косаковского. Его последний фильм "Шаги", который он снял за год из окна своего дома, сейчас гремит по всему миру и собрал уже "миллион" всевозможных премий. Вообще, странно, что говорят о вырождении жанра... Включите телевизор - сплошные документальные сериалы, другое дело, что они носят больше информационно-публицистический характер, и те же "Шаги" у нас в прайм-тайм никто не поставит.

- Ваши фильмы объездили едва ли не все существующие кинофестивали в мире. Как вы относитесь к мысли о том, что подобные мероприятия - это узаконенная форма проституции в культуре?

- Если вы имеете в виду так называемое "фестивальное кино", в смысле кино, снятое для кого угодно, только не для зрителей, то в возникновении этой проблемы виноваты, я считаю, в основном критики. Наши киножурналисты судят по устаревшим шаблонам, и некоторые режиссеры пытаются им угождать. Когда я читаю в рецензии на фильм "Ключ от спальни" о том, что Рязанову пора лечь в клинику полечиться, у меня от непонимания и возмущения опускаются руки. Понятно, шедевров снимается мало, но зачем скатываться до хамства?!

...и голливудским проспектам

- ПОЧЕМУ одни режиссеры, вроде Рогожкина, умудряются снимать по картине в год, а другие, вроде вас, растягивают кинопроизводство на несколько лет?

- На Западе выпуск одного фильма в год для режиссера считается нормой. В наших же условиях времени на картину уходит в два, а то и в три раза больше. Даже если с финансированием все в порядке, у российского кино есть одна особенность, преодолеть которую невозможно. Практически все наши известные актеры очень заняты в театре, поэтому кинорежиссеры вынуждены бесконечно подстраиваться под их театральные графики, из-за чего возникает много перерывов. Кстати, в Америке, когда актер, даже очень знаменитый, подписывает контракт на фильм, ни о каких спектаклях речи быть не может. А в России театр для актера - это служба, которую он обязан отрабатывать.

Лишь однажды мне удалось за два с половиной месяца снять картину целиком - "Дневник его жены". Это была не работа, а жизнь. Съемки проходили в Ялте, и местные работяги, которые помогали таскать реквизит, аппаратуру, каждый день могли наблюдать актеров, игравших членов семьи Бунина. Где-то недели через три один из рабочих появился на площадке, держа в руках книгу с портретом великого писателя. Вы не поверите, но он подошел к исполнителю главной роли Андрею Смирнову и с трепетом произнес: "Иван Алексеевич, пожалуйста, дайте автограф".

- А что мешает съемкам российско-американского фильма "Дом Черчилля", о котором так много говорилось?

(В основу скандального проекта легла реальная история о публичном доме, организованном во время Второй мировой войны советскими спецслужбами для иностранных союзников. - Прим. авт.)

- Вот уже два года мы с переменным успехом ведем переговоры с американцами. Нам говорят: "Сценарий потрясающий. Начинать работу можно хоть завтра, но... Как бы нам обойтись без русских актеров, съемок в России и российского режиссера?.."

- Откуда столько недоверия к российским киношникам?

- Дело не в доверии. Там кино - огромный бизнес, живущий по своим законам. Это нормально. Меня попросили предоставить три варианта смешанного - российско-американского - списка актеров: звездный, средний, дешевый. По каждому из них провели расчет потенциальной прибыли от фильма в ста странах. Задействуется очень сложная математика, но и без нее понятно, что русские актеры, как и режиссер, неважно, кто именно, очков картине не добавляют.

- Вы как-то сказали: "Плох тот режиссер, который не мечтает об "Оскаре". Вы действительно считаете эту награду объективной?

- Можно говорить об этой и других премиях что угодно, но любой кинематографист в душе мечтает об "Оскаре", Каннах, Венеции. Режиссер - профессия диктаторская, и она требует не только власти, но и психологии победителя. Что касается конкретно "Оскара", получить эту премию без серьезной финансовой поддержки дистрибьюторов практически нереально. В Голливуде существует три издания, которые ежедневно рассылаются 5 тысячам киноакадемиков. Если ты настроен на "Оскар", необходимо в течение трех месяцев размещать рекламу фильма-номинанта во всех этих журналах. Когда выдвигался "Дневник его жены", мы смогли себе позволить купить лишь по полстраницы в двух изданиях, выложив 20 тыс. долл. из собственного кармана. Дистрибьюторы фильма, который в итоге получил "Оскара", потратили на раскрутку 100 млн. долл. Пока у картины нет серьезного рекламного бюджета, не может быть никакой речи об объективности. Можно снять шедевр, но если нет денег на раскрутку, фильм останется незамеченным. Это не плохо и не хорошо - это закон большого кинематографа, обойти который невозможно.

Смотрите также: