Уже замечено, что звезды кинематографа возникают перед публикой, как правило, целым поколением. Это значит, сама эпоха востребует определенный тип героя. В 50-е годы у нас появилась в кино целая плеяда молодых актеров. Они были очень разные внешне и внутренне, и все же их объединяло одно - это были уже не лакированные экранные образы уходящего времени, а живые люди, в чем-то похожие на самих зрителей, а потому - свои, родные, узнаваемые.
Те из этой плеяды, кто прожил долгую жизнь, стали классиками нашего кино: Алексей Баталов, Олег Табаков, Вячеслав Тихонов... Другие же (по разным причинам) навсегда остались в своей далекой эпохе. Но фильмы с их участием идут до сих пор, свет давно погасших звезд продолжает долетать до сегодняшнего дня.
Леонид Быков
С детства в его жизни сплелись кино и авиация. Посмотрев картину "Валерий Чкалов", он захотел стать летчиком. Во время войны, прибавив себе возраст, Леонид Быков пытался поступить в летное военное училище, но был разоблачен приемной комиссией. Он стал актером и режиссером кино, и самая значительная его работа "В бой идут одни "старики" рассказывала о боевой эскадрилье любителей пения.
Леонид Быков и своей личностью, и своим творчеством олицетворял жанр трагикомедии. Он был очень остроумный человек - до сих пор ходят байки о его шутках. Несколько из них связаны с семьей большого начальника, где Быков бывал по своим кинематографическим делам. Родители мучили свою маленькую дочку, уверяя, что она вундеркинд.
- Не правда ли, - спросила как-то Быкова мамаша девочки, - в ней дремлет драматический талант?
- Постарайтесь его не разбудить, - заметил актер.
Сама мамаша любила проводить время за роялем, особенно при гостях. В один из таких моментов хозяин дома спросил у Быкова:
- Вы любите музыку?
- Да. Но пусть это не мешает вашей жене играть.
Он был человеком принципиальным. В 1974 году на Всесоюзном кинофестивале его фильму решили дать главный приз, чтобы не давать его "Калине красной" В. Шукшина. И Быков категорически отказался от этой интриги.
В начале 1979 года он внезапно составил завещание: "Не надо никаких речей над могилой, скажите только: "Прощай!" и спойте мою любимую "Смуглянку". Иначе встану из гроба и уйду от вас". А 12 апреля того же года Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Ему было всего 50 лет.
Юрий Белов
Он был не только прекрасным комедийным актером, но и настоящим ясновидящим. Он что-то знал о людях, живших много веков назад, и о тех, кто будет жить столетия спустя. Известен такой случай в жизни Юрия Белова: в 1964 году на одном из кинематографических банкетов он вдруг сказал, что Хрущева скоро снимут. За такую крамолу артиста на полгода упекли в сумасшедший дом. И выпустили, когда Хрущева действительно сняли с поста.
Актера называли "странным". И, может быть, не зря. Он был добр и искренен, никогда ни про кого не сказал дурного слова, не ругался матом, не сплетничал, никому не перебегал дорогу, был равнодушен к званиям и наградам. Ему давали небольшие, чаще всего - малоинтересные роли, но силой своего таланта он делал их яркими и запоминающимися.
Он стал знаменитым и любимым всего через год после окончания Института кинематографии, когда снялся в культовой ныне комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". По традиции этот фильм показывают по телевидению каждый новогодний праздник. Так было и 31 декабря 1991 года. Артист с утра готовился посмотреть себя, молодого, в этой веселой картине. Однако когда в три часа дня вся страна с удовольствием - который раз - смотрела "Карнавальную ночь", актера Юрия Белова уже с нами не было - внезапно остановилось сердце.
Владимир Гусев
Он играл обычно положительных героев. Да и внешне являл собой спокойного симпатичного человека с белокурыми кудрями, уверенного в себе, рассудительного и доброго. Например, в мелодраме "Человек родился" Владимиру Гусеву досталась роль хорошего благородного парня, влюбленного в несчастную героиню фильма. Запомнился он и главной ролью в ленте "Исправленному верить", где его герой, выйдя из тюрьмы, сумел завязать с прошлым и стать добропорядочным гражданином.
В телефильме "Майор Вихрь" режиссер специально поручил Владимиру Гусеву роль замаскированного предателя - ведь кто бы мог поверить, что этот симпатичный человек способен творить зло.
Владимир Гусев сыграл исключительно мало, если учесть его популярность у зрителей. В 80-е годы его подкосила тяжелая болезнь. И если еще некоторое время он пытался работать, то ныне это стало невозможно совсем. Очень жаль! По-настоящему благородных и в то же время простых, узнаваемых героев на нашем экране очень мало.
Валентин Зубков
Этот чрезвычайно обаятельный, мягкий и мужественный человек тоже, как и другие артисты его поколения, не столько играл своих персонажей, сколько был тем, кого играет. Так же, как Леонид Быков, он с детства рвался в небо - в 1943 году окончил Армавирскую военную авиационную школу и храбро сражался в Великой Отечественной войне.
В кино он создавал чаще всего образы положительных героев, в основном второго плана. У Валентина Зубкова очень мало главных ролей, но и в небольших работах, не всегда хорошо написанных сценаристом, он сумел полюбиться зрителям. Его внешнее обаяние всегда скрывало (и приоткрывало) глубину и сложность души, он не был и не выглядел простаком. Недаром выдающийся режиссер Андрей Тарковский именно Валентину Зубкову отдал знаменитую лирическую сцену "Вальс берез" в своей картине "Иваново детство".
Так же, как и в случае с Владимиром Гусевым, когда понадобился артист на роль затаившегося шпиона в приключенческой ленте "Над Тиссой" режиссер пригласил сыграть этого персонажа не кого-нибудь, а обаятельнейшего Валентина Зубкова.
Сейчас остается только сожалеть, что такой актер снимался мало, в проходных ролях. Он умер в январе 1979 года, не дожив несколько месяцев до своего 56-летия.
Савелий Крамаров
Как часто бывает, комические актеры - в жизни весьма трагические личности. Такой личностью был и наш знаменитый комик Савелий Крамаров. Полюбившись зрителю в образе комичного туповатого подлеца в картине "Прощайте, голуби!", актер стал специализироваться в этом амплуа. Пика в подобных ролях он достиг в комедии "Джентльмены удачи". В своих ролях он был настолько естественен и убедителен, что публика, как нередко бывает, принимала персонажей артиста за него самого.
Однако в жизни Савелий Крамаров был совсем не таким, как его смешные герои. Он был глубоко верующим человеком. Ради своих политических убеждений он бросил славу и деньги, покинув СССР и осев в США, где так и не сыграл достойные его таланта роли.
После "перестройки" артист часто приезжал в Россию и даже снялся здесь в нескольких малозаметных картинах. Летом 1995 года из Сан-Франциско пришла траурная весть: в возрасте 58 лет Савелий Крамаров скончался. В одном из некрологов было справедливо сказано: "Он много лет смешил нас. Помолчим теперь о нем минуту печали".
Евгений Урбанский
Его жизнь была очень короткой, и смерть пришла к нему на съемочной площадке. Он сыграл всего семь ролей в кино и полтора десятка в театре. У него было очень редкое актерское амплуа: "социальный герой". После гибели Урбанского это амплуа фактически осталось незанятым и по сей день.
Как бы теперь ни относиться к пафосу фильма "Коммунист", никто не может оспорить выдающуюся работу Евгения Урбанского в главной роли. Актер, которому тогда было всего 25 лет, сумел создать образ народного героя, почти былинного богатыря.
Его отец был репрессирован в 1937 году, малолетний Евгений с матерью был отправлен в ссылку в Казахстан. Возможно, эти факты его биографии позволили актеру столь убедительно и блестяще сыграть главного героя - незаконно осужденного боевого летчика в "оттепельной" ленте Григория Чухрая "Чистое небо".
В декабре 1965 года в песках под Бухарой шли съемки картины "Директор" - о первом руководителе Московского автозавода. Снимался эпизод автопробега первых советских машин по пустыне Каракум. Артист отказался от дублера-каскадера и все сложные трюки выполнял сам. Один из дублей оказался для Урбанского смертельным. Он погиб в возрасте 33 лет.
Леонид Харитонов
Этот артист, теперь уже навеки, остался в памяти народа, как симпатичный и слегка непутевый солдат Иван Бровкин. Глубокая тайна актерской профессии и таланта артиста: как же удалось юноше из Ленинграда, выпускнику престижнейшей Школы-студии МХАТа убедительно и легко сыграть простого деревенского парня. Да еще с юмором и лиризмом. Если б было такое амплуа: "наш друг", то Леониду Харитонову оно пришлось бы как раз кстати.
Несмотря на некоторую бесхитростность его персонажей, сам актер был большим художником - прекрасной выучки и недюжинного таланта. Его перевоплощение казалось незаметным для зрителей - и это признак отличной психологической актерской школы. И не зря сразу после учебы Харитонова взяли в лучший тогда театр страны - МХАТ. Сцена давала ему разнообразие ролей. Кино же, к сожалению, даже после бешеного успеха дилогии об Иване Бровкине приглашало актера сниматься непростительно редко.
Как и большинство из тех, о ком мы сегодня рассказываем, он умер еще довольно молодым - ему не было и 60. Будто само время отказалось от этих артистов, чья молодость совпала с эпохой надежд, увы, не сбывшихся. Поколение простых и хороших парней, которое должно было вывести огромную страну из исторического тупика, стало выглядеть наивно. Жизнь и искусство приглядывались уже к персонажам неоднозначным, скептичным, изломанным.
Однако светлые лица героев 50-х и до сих пор согревают наши души, уже привыкшие только к разочарованиям.