КОГДА-НИБУДЬ это непременно случится. Ваше сокровище придет домой в заляпанной полупереварившимся винегретом куртке, неуверенно переставляя подкашивающиеся ноги, доберется по стеночке до кровати и рухнет на нее, как подкошенное. Чуткие родительские ноздри уловят стойкий запах перегара, и тут начнется паника, ведь подобное случилось впервые. Что делать и говорить? Куда бежать?
ПРИНИМАЯ во внимание безжалостную статистику, которая гласит, что из 2 миллионов российских алкоголиков почти 60 тысяч - дети до 14 лет с установленным диагнозом "алкоголизм", можно с уверенностью сказать, что основания для беспокойства определенно есть. По данным Минздрава и Минобразования, около 80% молодежи с той или иной периодичностью употребляют спиртные напитки, в то время как средний возраст первичного приобщения к алкоголю по России составляет 10-12 лет. Воспринимать эти цифры в качестве утешительного аргумента, дескать, "все пьют, вот и мой пристрастился", родителям наверняка не стоит.
Подростковый алкоголизм, начинающийся с прозаической бутылки пива вечером в подъезде, может закончиться настоящей трагедией. Обусловлено это тем, что у взрослого человека переход от стадии пьянства к хроническому алкоголизму занимает 5-10 лет, у ребенка же данный процесс происходит в 3-4 раза быстрее. Большинство врачей склонно называть пиво, неизменно ассоциирующееся с "продвинутой молодежью", которая только и делает, что ходит за "Клинским", "входными воротами" в настоящий алкоголизм.
Не стоит забывать также, что большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев).
Итак, что мы имеем: первая бутылка пива в десять лет, а в 14 лет родители получают на руки законченного алкоголика, склонного к асоциальному поведению. Страшно? Не то слово.
Заниматься поиском виноватых родители обычно начинают, благополучно "воспитав" своего ребенка ремнем, розгами или лишением карманных денег. Между тем психологи утверждают, что причину следует искать не где-нибудь, а в семье. "Праздники, поводов для которых у нас с каждым днем становится все больше и больше, неизменно ассоциируются с застольями и спиртным, - утверждает психолог Ирина Пономарева. - В памяти ребенка алкоголь фиксируется как символ радости, веселья. В развитии пьянства у детей решающую роль играет именно дурной пример взрослых".
Бить или хвалить?
МЕЖДУ ТЕМ дальнейшее поведение ребенка в отношении "зеленого змия" во многом зависит от того, как именно отреагирует взрослый, впервые обнаружив свое чадо пьяным.
Вариант 1: нейтралитет. "Ну выпил. Ну приполз в стельку пьяный. С кем не бывает? Дело-то житейское" - о такой реакции со стороны родителя мечтает любой начинающий алкоголик.
Комментарий психолога: "Заминать подобную ситуацию ни в коем случае нельзя. Таким поведением вы продемонстрируете подростку свое равнодушие, убедите его в том, что подобные инциденты и в будущем останутся безнаказанными".
Личный опыт. Артемий Троицкий: "Я начал употреблять алкоголь в раннем детстве, лет с 9-10. Родители на это не реагировали ровным счетом никак. Наверное, потому что знали, что у меня несколько другие интересы и хорошая наследственность. В отношении своей дочери буду использовать ту же методу".
Вариант 2: силовой метод. Хук с правой, сковородкой по лбу и скалкой в солнечное сплетение - первая законная реакция родителя. Первая - отнюдь не значит верная.
Комментарий психолога: "Свою позицию необходимо обозначить без истерик и рукоприкладства, но достаточно твердо. "Получивший ремня" ребенок затаит обиду и, выпив в следующий раз, предпочтет ночевать на улице, лишь бы не попадаться вам на глаза. "Шоковая терапия" в большинстве случаев вызывает обратную реакцию: он может начать пить в знак протеста".
Личный опыт. Сергей Мазаев: "Когда я впервые напился, родители меня крепко наказали. Очевидно, было за что. В отношении своих детей буду поступать от противного. Не стану хвататься за ремень, а лучше отнесусь ко всему происшедшему с юмором, даже если внутри будет все клокотать от ярости".
Вариант 3: поощрение. Лафитник водки, заботливо поднесенный к изголовью кровати унылым похмельным утром, - ход, безусловно, нестандартный. Правда, в большинстве случаев подросток не сумеет оценить степень "прогрессивности" своих предков.
Комментарий психолога: "Иронизировать по поводу случившегося неразумно: ситуация серьезная и требует деликатного подхода. Упор следует делать на собственные эмоции, а не на его очевидную вину ("Этим поступком ты меня очень огорчил")".
Личный опыт. Лолита Милявская: "Первую рюмку коньяка мне налили дома, когда я училась в 8-м классе. Выпив, я тут же заснула праведным сном младенца. Тогда я четко поняла, что алкоголь на меня действует очень быстро. Я рада, что узнала обо всем дома, под чутким присмотром и с подачи родителей. Думаю, что первую рюмку своей дочери я налью сама, учитывая положительный опыт моих родителей".
Вариант 4: договор. "Ты не напиваешься, а мы с мамой подарим тебе велосипед (новый диск Эминема, игровую приставку, личное авто с водителем)". Ситуация близка к идеальной: и волки сыты, и овцы целы (трезвы).
Комментарий психолога: "Ваш разговор должен проходить на равных и напоминать не шантаж, а обоюдовыгодную сделку. Беседуя со своим ребенком по-взрослому, вы дадите ему понять, что его мнение важно для вас".
Личный опыт. Родион Газманов: "Впервые я напился лет в 18. Между мной и отцом был заключен договор, что до определенного возраста я не стану пробовать спиртное, поэтому, когда это случилось, папа отреагировал совершенно спокойно - ведь я сдержал свое слово".