"В связи с отсутствием нормативной базы повысотному строительству необходимо создать координационную комиссию по регулированию вопросов проектирования, согласования проектной документации, выдаче разрешений и ордеров на строительство объектов международного делового центра "Москва-Сити". Так написано в постановлении столичного правительства, подписанном недавно Юрием Лужковым. Если бы я не увидела это своими глазами, то ни за что бы не поверила. Дело не в том, что проект уже строящегося делового квартала решили перепроверить. А в том, что кроме 20 высотных зданий Сити в разных районах российской столицы собираются построить порядка 60 небоскребов "Нового кольца Москвы". Это не считая точечно появляющихся отдельных высоток. И только теперь выясняется, что строительные нормы высотного строительства не просто устарели, они вовсе ОТСУТСТВУЮТ.
ТО, ЧТО российская столица должна расти вверх, обсуждается последние лет 10-15. И не важно, что во многих странах мира от небоскребов отказались по финансовым соображениям: содержание зданий выше 60 этажей экономически неэффективно. Шестизвездочный отель в Дубае - Burj al Arab (321 м), Empire State Building в Нью-Йорке (381 м), Petronas Towers в малазийской столице г. Куала-Лумпур (451 м) - эти высотки больше символы, чем выгодные предприятия. Из еще не появившихся на свет московских небоскребов уже два претендуют на звание самых-самых. Высотку "Триумф-палас" на Соколе называют самым высоким жилым зданием в Европе - 264,5 м, или 41 этаж, а башня "Россия" в деловом квартале Сити вообще будет самой-самой в мире - 640 м, или 115 этажей.
Но, обсуждая любое возможное высотное строительство, специалисты всегда спорили о том, что возведение небоскребов может серьезно изменить микроклимат столицы, что к выбору материалов и к обеспечению пожарной безопасности нужно подходить с особой тщательностью. И за спорами никто (!) не обращал внимания, что строительные нормы - СНиПы, утвержденные Госстроем РФ, написаны для домов высотой не больше 75 метров, или 25 этажей. Все, что выше, - индивидуальные проекты, правил по строительству которых нет. Понадобилась трагедия в "Трансвааль-парке" для выяснения этого.
Чтобы успокоить общественность после обрушения крыши аквапарка, столичные власти решили "в целях безопасной эксплуатации" проверить не только высотки, но и другие более-менее оригинальные здания. Всего в список попало 41 сооружение. Надеемся, что это поможет безопасности. Однако проверка затянется на многие месяцы. Как затягивается оглашение результатов экспертизы по "Трансвааль-парку". В распоряжении редакции оказалось заключение, подготовленное по поручению Мосгорэкспертизы независимым экспертом профессором Александром Лещенко. По его мнению, "перед катастрофой произошла местная потеря устойчивости элемента оболочки 11-й колонны, что повлекло ее складывание и обрушение купола покрытия. Элемент оболочки колонны мог потерять чисто крутильную, сдвиговую или изгибную форму потери устойчивости. Проверка на крутильно-сдвиговые формы потери устойчивости СНиПами не предусмотрена. Если бы такая проверка была, то проектировщики обязательно заполнили бы полую колонну бетоном и катастрофы могло не быть". Вообще же, считает Александр Лещенко, "устаревшие и неправильные строительные нормы дают проектировщикам ошибочные ориентиры, что является причиной катастроф. А проектировщики не имеют права менять утвержденную нормами ошибочную расчетную схему и отступать от СНиПов. Чтобы избежать подобных трагедий в будущем, необходимо пересматривать и менять существующие строительные нормы". А пока, как считает глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин, "небоскребы в Москве будут возводиться только по проектам, выполненным фирмами, имеющими международные сертификаты на высотное строительство".
Смотрите также:
- Владимир Ресин: "Мы строим самый красивый город Европы" →
- Строительные разборки →
- Москва. Лишние этажи →