НА ДНЯХ президент США Дж. Буш в очередной раз обвинил Иран в стремлении заполучить ядерное оружие. А между тем строительство АЭС в Бушере с помощью российских специалистов идет своим чередом. Накануне очередной вспышки президентского гнева в Иране побывал наш корреспондент Константин ЛЬВОВИЧ.
В САМОЛЕТЕ на Тегеран большую часть салона занимали угрюмые и трезвые русские мужики от 30 до 50 лет. Русские летели на вахту - там они занимаются освоением угольных месторождений, работают на железорудных рудниках. Но больше всего наших соотечественников на строительстве первого блока ядерного реактора - сейчас около тысячи, а к концу 2004 года дойдет до 2,5 тысячи.
В тегеранском представительстве "Зарубежатомстроя" меня приняли любезно, но под диктофон разговаривать отказались. С недавнего времени разрешения на интервью, не говоря о визите на АЭС, надо получать в Москве. Причина - репортаж на НТВ о том, как рабочие в Бушере гонят самогонку. "Ну гонят, - подтвердили мне, - жить-то как-то надо! Да и скучно там вечерами!"
В Тегеране и других городах на каждом шагу те же портреты, что и 25 лет назад, - величавый аятолла Хомейни. Религия по конституции пронизывает все сферы жизни. Даже в ученом дипломе должно быть написано, что его обладатель является приверженцем ислама, под чем и обязан подписаться... А могут прийти опросить соседей - ходишь ли на пятничную молитву...
И все же Иран отходит от фундаментализма. Женщины допущены работать во власти, им разрешено водить автомобиль. Из аэропорта, например, меня везла пожилая таксистка. В стране, где еще недавно были запрещены даже шахматы, все легче получить разрешение на установку спутниковой тарелки, активно распространяется Интернет. Правда, владельцы интернет-кафе должны следить, чтобы посетители не заходили на сайты, содержащие материалы "антиисламского и антииранского характера".
В период моего пребывания в Тегеране власти закрыли четыре крупных фаст-фуда европейского стиля, где юноши и девушки встречались за чашечкой кофе. Власти посчитали такое поведение не соответствующим моральным нормам ислама. Еще одна провинность - частичное обнажение волос. Вообще по тому, что и как носит иранка на голове, можно определить степень ее приверженности исламу. На службе все однозначно - черная накидка, полностью покрывающая волосы и одежду. А вне службы возможны варианты - не накидка, а платочек, даже цветной. Совсем же без платка нельзя показываться даже иностранкам - суд и штраф.
Недалеко от бывшего американского посольства я нашел две православные церкви - греческую и русскую. Отец Александр, который уже более восьми лет возглавляет русский приход, положительно отзывался о властях Ирана, которые совершенно не препятствуют работе прихода. Разрешают делать и церковное вино - не на продажу, конечно. Все эти годы он ходит по городу в рясе и с крестом и ни разу не сталкивался с негативными проявлениями в свой адрес. По мнению иеромонаха, образ Ирана как нетерпимого к другим религиям создан искусственно.
Западная культура все настойчивее наступает на Иран, и противопоставить ей особо нечего. Стали широко практиковаться добрачные сексуальные отношения. Соответственно пользуются спросом и подпольные хирурги, восстанавливающие девственность.
Россию и русских в Иране любят. Но в последнее время чаще всего спрашивают: "Путин ведь не вместе с США? Он ведь против?!" Не зная точного ответа, я говорил то, что хотели услышать: "Против. США нам почти что враг..." А может, так оно и есть?
Смотрите также:
- Встречи с лидерами стран Запада еще не освободились от пропагандистских ходов, демаршей, попыток набрать очки через пропагандистские приемы. Глазами западной прессы →
- Ирак : Цена вето в ООН. Франция накануне бойкота. Командировочные авианосца - 200 тыс. долл. в день →
- CША проиграют вслед за бен Ладеном? →