МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ умеет говорить нам правду в лицо, да так, что мы сами над собой смеемся. "АиФ" предлагает размышления сатирика, прозвучавшие во время записи программы Андрея Максимова "Дежурный по стране", выходящей на телеканале "Россия" (производство "Авторское телевидение"), но не попавшие в эфир из-за ограничения по времени. Однако мы считаем, что эти оригинальные мысли достойны внимания наших читателей.
Хорошо - это ненормально
ЕСТЬ масса пенсионеров, живущих очень плохо, огромное количество военных, которые не знают, куда деваться. Эти люди - противники вот этого самого проклятого либерализма, который действительно отнял у них интереснейшую работу: соревноваться под водой с американцами, сидеть на льду на Северном полюсе. Сидели они на льду, бурили дыры и прослушивали американские подводные лодки. Они говорили нам, что якобы исследуют морские течения, морских животных... У них были огромные туалеты. (Я все время говорю о туалетах, но это самое смешное.) Никуда же это все не закопаешь на льду и на морозе. Поэтому туалеты становились все выше и выше. И чем чаще сменялись там люди, тем выше становился туалет. И в конце он стоял на горе, собранной из того, что выделяется из человека. Это все стояло на собственных экскрементах. Так и наша жизнь. Мы становимся все выше и выше, находясь на этом... Вот.
СЕЙЧАС правительство на глазах у нас что-то перемешивает, как в бочке. Что-то добавляет, что-то отливает и все время заглядывает. Попытка определить либо по запаху, либо по бурлению: удачно или неудачно.
Некоторые правительства, возможно, прогрессивнее народа. Но население выбирает тех, кто ему ближе. Такой человек, как Гайдар, употребляет слово "отнюдь" - страшно далек он от народа. И не будет выбран, а будет выбран тот, кто поближе. Но все-таки мне кажется, что пока - нормально. Я однажды кого-то спросил: "Как живешь?" Он ответил: "Нормально". - "Значит, хорошо?" - "Хорошо, Миша, это ненормально".
Гавкнуть из-за угла
ПОВЫСИЛИ зарплату чиновникам, чтобы они не брали взятки... Но ни один человек не верит, что это произойдет. У меня страшное подозрение, что, если в России полностью уничтожить коррупцию, прекратится строительство, реки перестанут течь, перестанут времена года сменять друг друга. Все-таки есть такое ощущение, что где-то кто-то что-то дает и это все сменяет друг друга и как-то движется. Поэтому я рад за чиновников. Им еще ко всем этим взяткам добавилась зарплата. Это замечательно.
Мне эта жизнь нравится больше, чем та, на которую я потратил столько времени. И кто кого там имел: то ли жизнь меня, то ли я ее? До сих пор не знаем. Там, с той жизнью, были очень простые отношения. Главное было - спрятаться и гавкнуть из-за угла. Это была профессия. Тогда талант имел силу, потому что он имел влияние - все происходило в тишине, голосов было немного, и они были очень слышны. Что-нибудь скажешь - и это раздавалось эхом, уходило на пленках. Тут было не до художественности, главное было - быть бесстрашным. А какое теперь бесстрашие? Это не бесстрашие.
Флиртовать или динамить
В ОДЕССКОМ областном сумасшедшем доме долго проживал больной, который все время пел: "Не нужен мне берег турецкий..." - и останавливался. Его долго лечили, объясняли, что там есть продолжение, есть еще слова в этой песне. Наконец вылечили (это документальная история), через некоторое время его доставили этапом с турецкой границы и снова поместили в Одесский областной сумасшедший дом.
ЧЕМ отличаются "динамо" и "флирт"? Там, в провинции, откуда мы все родом, для нас динамо - это динамистки. Но динамисты тоже есть. Сколько раз я давал надежду и не осуществлял. Речь даже не шла о женитьбе, между прочим. Но у девушек это было чаще.
Динамо - это что-то вроде бега на тренажере без преодоления расстояния. Динамо совершенно не имеет никакого результата. Флирт - это стремление вперед. Флирт вы чувствуете, вы понимаете и движетесь вместе. Динамо - движетесь вы один.
Не пришла мысль - пришла женщина
НУЖНО помнить: завтрак съешь сам. Обед тоже съешь сам. Ужин съешь так, чтобы враг не увидел. А ночь раздели с товарищем.
Наша кошка Филиция принесла моей жене Наташе в постель половину мышки. Я думаю - лучшую половину. Она очень любит Наташу. И не могла понять, отчего шум, крик, беготня. Она говорила: "Позвольте, неужели после колбас, сосисок вам не хочется чего-нибудь свеженького?" Все кричали: "Забери, унеси!" "Ох, - вздохнула Филиция, - как их понять? Не хотите есть сырую, можете отварить. "Убери немедленно, гадкая тварь!" - "Уберу, уберу, - говорила Филиция, - лично я предпочитаю живую дичь, это еда аристократов - это во-вторых, а во-первых, ты ее поймай, подежурь с мое, погоняй по дому, а потом ори".
ДЛЯ меня отдых - это не поездка куда-нибудь на пляж, под пальмы. Резвиться с молодыми не могу, в мяч играть с ними не могу, сидеть на пальме и удивляться кокосу я тоже уже не могу. Значит, мой отдых - это другое. Это - либо я лежу (я и так все время лежу), пришла мысль, я отметил. Я уже писал: не пришла мысль - пришла женщина, не пришла женщина - пришла мысль. Кто-то из них должен прийти. Можно называть это отдыхом, можно называть это работой. Вот такое пограничное существование - жуткое дело. И нет никакого желания - в баобабы, в джунгли... Да, может быть, и не было никогда.