Жестокость и безразличие

"АРГУМЕНТЫ и факты" продолжают публикации на тему "Чем больна Россия". С известным писателем, советником Президента России по вопросам помилования Анатолием ПРИСТАВКИНЫМ на эту тему беседует Вячеслав КОСТИКОВ.

- АНАТОЛИЙ Игнатьевич, когда говорят о болезнях России, чаще всего говорят о пороках власти.

- Болезни власти - это продолжение болезней народа. Сегодня и народ и власть - из одной тарелки. Откуда у нас брались хрущевы, брежневы, черненки с их примитивными представлениями о государстве, власти, прогрессе? Из народа... У нас и интеллигенция "опростилась" до уровня предместья, базара, пивного ларька. Уничтожаются остатки культурного слоя, который нам остался от XIX века.

- Когда говорят о болезнях русского народа, чаще всего упоминают пьянство, вороватость, ненужное ухарство, "кураж". А какие недуги в народе видите вы?

- В роковые для страны минуты русский человек легко поднимается до подвига. Пожалуй, легче, чем другие народы. Но мы-то большую часть времени живем в обыденности. И среди болезней обыденности я выделил бы жестокость и безразличие. Вспомните недавний случай с автором известного и очень правдивого романа о войне "В августе 44-го" Владимиром Богомоловым. Он судился со своим обидчиком, рецензентом, который обвинил его в фальши. На последнее слушание он немного опоздал. Опоздал потому, что ему было трудно идти. Он ветеран, инвалид. И вот судья отказался его выслушать. И он не вынес унижения. Умер. Кто его обидчик? Министр? Олигарх? Бандит? Нет, маленький человек из народа.

- Не боитесь говорить о жестокости народа? Скажут: Приставкин обижает русских...

- А что же обижаться? Народ знает о своих пороках лучше властей, писателей и моралистов. Мне по делам помилования часто приходится бывать в тюрьме, на зоне. Поговорите о народных грехах с зэками: они вам такие глубины порока раскроют. Сосед убил соседку-пенсионерку, забрал пенсию, напился, а потом сам пошел сдаваться в милицию. Внучек убил бабку, которая его вынянчила. Взял жалкий кошелек, напился с дружками. На суде плакал. Сейчас в колонии рисует иконы... Ну как это объяснить? Это только великий знаток русского безобразия Достоевский может понять...

Откуда беды?

   
   

- ЧАСТО говорят, многие наши беды - от коммунизма... Дескать, большевики извратили природу человека...

- Жестокость нравов у народа в исторической крови. Но большевики вытащили это из дремучего народного нутра и поставили на поток. В России цена человеческой жизни всегда была - полушка. Что при Петре, что при Иване Грозном, что при Сталине. А уж унизить человека, растоптать его достоинство - это вообще ничто. Если уж у нас одного из спасителей России, князя Пожарского, за долги запрягали в оглобли, то что же говорить о простом человеке.

- А в чем же исток всех этих напастей?

- Российское бесправие. В бесправии у нас все едины. Губернатор может растоптать чиновника, власть - губернатора. Прокуратура обмажет подследственного с ног до головы, а потом и самого прокурора "к ногтю", как последнего таракана.

Удобные пороки

- ТАКОЕ ощущение, что власть снисходительна к народным порокам.

- А для власти народные пороки очень удобны. Они для нее - оправдание собственных болезней, жестокости и безразличия по отношению к народу... А жестокость порождает жестокость. Кто у нас сегодня громче всех требует возобновления смертной казни? Народ. Кто за то, чтобы снова "отнять и поделить"? А популисты подпевают. Почему у нас популярен Жириновский? Да потому, что потакает темным инстинктам.

- Но сегодня у власти довольно цивилизованное лицо. Кудрин, Греф, Жуков... Популярный президент... Как они должны вести себя по отношению к народным порокам?

- В идеале умная власть должна идти впереди народа, а не быть его заложником. Но понятно, что и слишком забегать вперед опасно: начнут стрелять в спину. Вот недавно собиралась комиссия из авторитетнейших юристов страны во главе с Козаком. Разрабатывали поправки по смягчению Уголовного кодекса, особенно по наказанию женщин, молодежи. Президент подписал, Дума со скрипом поддержала. И что же вы думаете? Посыпались протесты от юристов из провинции.

Нужен ли кнут?

- НО ведь с преступностью, воровством, взятками у нас действительно беспредел. Может быть, нужен и кнут?

- У нас "беспредел" во многом создается СМИ. Террорист на экране телевизора стал "героем дня". Если вдруг появится новый Чикатило или, не дай бог, каннибал, так о нем будут шуметь целый год, напишут книги, снимут кино, сделают мюзикл... А в действительности самая большая кровь и самые горькие слезы льются не в Чечне, а за стенами русских домов и изб. У нас в год 30 тыс. погибает от бытовухи. Два мужика поспорили о футболе и зарубили друг друга топорами. Жена убила мужа за то, что тот пропил корову. Дочери зарезали пьяницу и насильника отца... Из 100 дел, которые мне приходится изучать, 99 - бессмысленные убийства.

- А может, только кажется, что бессмысленные?

- Бессмысленные в том отношении, что народ не понимает, что творит, он потерял ориентиры в жизни. Почему нас до сих пор не любят и побаиваются иностранцы? Почему с такой кислой физиономией зовут в Европу? Мы неуправляемы. У нас нет твердых категорий поведения. Не убий? Убьет! Не возжелай жену ближнего своего? Возжелает!

- А не страшно так думать и говорить о своем народе?

- Я же не убежал от своего народа. Живу среди него. Мне его жалко. Потому что он несчастен. Для меня было трагедией жизни сделать это "открытие" - до какой глубины несчастен наш народ. Если бы не Комиссия по помилованию, я бы и теперь не знал. А ведь многие, может быть, большинство - до сих пор не знают.

- А наша власть, элита? Они тоже не видят? Или боятся народу сказать, в каком состоянии он пребывает?

- Мне кажется, что у новой команды есть чувство реальности. Конечно, В. Путин понимает, что "у всей страны крыша течет". Он же пришел на разрушенное княжество. Но помимо починки крыши он должен быть и утешителем. Он, может быть, первый из череды наших правителей, имеет чувство жалости к народу. Поэтому и "прирабатывает" успокоителем. Говорит - "сможем", "удвоим", "прорвемся". Идеализм? Может быть... Но ведь без веры невозможно быть президентом...

- Как все-таки облегчить положение народа? Социологи говорят, что нужно прежде всего вырвать людей из нищеты...

- Конечно, нищий не будет думать ни о душе, ни о Боге, ни о стране. Но власть никогда не накормит народ, если он не накормит себя сам. А вот что власть может реально сделать, так это помочь людям повернуться к культуре. А у нас сейчас в культуре полное одичание. Коммерческое телевидение убивает в человеке иммунитет к злу, пороку.

- Ну а куда смотрит наша новая капиталистическая элита?

- Она никуда не смотрит. У нее полная глухота по отношению к будущему страны. Кто сегодня помогает российским заключенным? Фонд Форда, Южная Корея присылают компьютеры в подростковые колонии. А где наши олигархи? Гусинский посидел три дня в кутузке, так хоть подарил тюрьме холодильник. А как выпустили, холодильник увезли...

- Это что, жлобство?

- Полная безнравственность. И какая-то особая алчность. Но они же этого не понимают. У них вместо сердца - кошелек.

Смотрите также: