Какой капитализм нужен России?

   
   

ОЧЕРЕДНАЯ встреча президента с нашими капиталистами окончилась конфузом. Когда ее участники вышли из Кремля, их ждало пренеприятное известие: во время встречи Министерство по налогам и сборам объявило об удвоении суммы "штрафа" с компании "ЮКОС" (с 99,4 млрд. рублей до 197,4 млрд.).

ДАЖЕ если В. Путин не знал об этом "сюрпризе", эта символическая случайность лишь подчеркивает всю недосказанность в отношениях власти и бизнеса.

Разговора, которого ждала страна, снова не получилось. Потому что страна и бизнес хотя и говорят на одном языке, но думают и считают по-разному. Отсутствие внутренних инвестиций, продолжающаяся откачка капиталов за границу, уклонение от налогов говорят о том, что ни бизнес, ни его идеологи так ничему и не научились. Страна нацелилась идти вперед, а бизнес хочет, чтобы "все оставалось, как при дедушке Ельцине".

Теперь олигархи готовы обсуждать с президентом, сколько нужно дать "отступных", чтобы люди согласились закрыть глаза на грабительскую приватизацию, а власть защитила бы их от растущей неприязни населения. Ради этого они готовы, как на аукционе, и градус "любви к народу" поднять.

Некоторые уже и подняли. Вот "ЛУКОЙЛ" заявляет, что потратил 170 млн. долл. на экологию. "Вимм-Билль-Данн" готов отстегнуть 2 млн. долл. на лекарства против СПИДа. Пресса наводнена проплаченными публикациями о щедрости "капиталистических маяков".

Несколько лет назад, когда люди только приноравливались к капитализму и новым ценам, такие щедроты еще могли пощекотать воображение. Но с тех пор они научились понимать "что почем". Двести тысяч долларов? Такую сумму известный московский делец потратил на свой день рождения в Швейцарии. Два миллиона? Так это же цена элитной квартиры на Остоженке в Москве. 170 млн.? Так Абрамович за яхту заплатил больше.

Десять лет назад, продавая за бесценок ваучеры, люди, по сути дела, ничего не знали о реальной цене государственной собственности. Теперь (в том числе и по причине вопиющей расточительности наших "нуворишей") они знают, какие сверхдоходы выжимают новые собственники из приватизированных предприятий и недр.

Защитники олигархов любят разговоры о завистливости русского человека. О его неумении зарабатывать, о привычке к халяве. Все это, конечно, есть, как есть у каждого народа. Ведь во Франции тоже не любят богатых. Не любят их и в Германии, и в Италии. И халявщиков, особенно в госсекторе, там хватает. Но европейские рабочий, учитель, профессор понимают, что их капитализм (как бы его ни ругали коммунисты и профсоюзы) обеспечивает человеку достойные условия работы, жизни и достойную старость. А наш?

Сегодня даже самые неистовые критики российских олигархов не зовут обратно в социализм, не хотят "экспроприации экспроприаторов". Спор между бизнесом и обществом идет не о том, нужен ли нам капитализм, нужна ли демократия. Нужны! Вопрос в том - какие.

До недавнего времени олигархической команде удавалось гасить эту тему, подменяя ее дискуссией о правах человека, о свободе прессы, о "чеченском тупике" или о легитимности президента. Сегодня, когда ее авторитет серьезно подорван, она стала более покладистой, готова к диалогу.

Но этап мелких подачек с олигархического стола пройден. Недостаточно и показной политической лояльности олигархов президенту. Тем более что на поверку она оказывается фальшивой: бегство капиталов из страны не уменьшается, а растет (за последние полгода почти вдвое).

Сегодня нужны не верхушечные договоренности, не отвлекающие дискуссии о "маяках благотворительности", а фундаментальный пересмотр отношений между крупным бизнесом, обществом и государством. Неплохой рецепт выписал М. Ходорковский: "Признать принцип национального интереса, отказаться от космополитизма и искать правду в России, а не на Западе. Перестать лгать себе и обществу. Поделиться с народом..."

Написано, правда, после шести месяцев пребывания в "Лефортове". И готовы ли согласиться с ним олигархи, пребывающие на воле, - это еще вопрос. Встреча с президентом ответа на это не дала.


КСТАТИ

НАКАНУНЕ встречи в РСПП долго согласовывали списки выступающих. Первым решили дать слово В. Потанину как одному из ответственных за подготовку мероприятия. Впрочем, от почетной возможности держать речь перед президентом кое-кто, например О. Дерипаска, отказался вовсе. В ходе разговора В. Путин сам называл имена тех людей, чье мнение хотел услышать.

Войдя в зал, президент пожал руку лишь Д. Медведеву и М. Фрадкову. Хотя, как припомнил один из ветеранов подобных встреч, раньше каждого из присутствующих он приветствовал в индивидуальном порядке. Да и сама аудиенция на этот раз проходила в дальнем уголке кремлевской территории - небольшом зале гостевой пристройки БКД. Так что приглашенным пришлось не, как обычно, на автомобиле к парадному подъезду подкатить, а от Спасских до Боровицких ворот пешком прогуляться.

Смотрите также: