СТРАННАЯ ситуация складывается в современном российском кинобизнесе: количество кинотеатров с современным оборудованием в России каждый год растет (на сегодня их уже около 600). Людей, которые готовы отдавать за билет в кино по 100-150 рублей, тоже становится больше. Но вот платить деньги за фильмы российских режиссеров они почему-то не торопятся.
КАК сделать российское кино прибыльным? Этой теме был посвящен круглый стол, прошедший в рамках ХХVI Московского Международного кинофестиваля. Свои рецепты попытались высказать самые успешные продюсеры: Сергей Сельянов (фильмы "Брат", "Кукушка" и др.), Александр Атанесян (фильмы "24 часа", "Московский романс" и др.), Никита Михалков ("по совместительству" - председатель правления Союза кинематографистов России), Сергей Чильянц (фильм "Бумер"), Сергей Сендык (фильмы "Сестрички Либерти", "Игра на миллион" и др.).
Налог на Запад
НЕКОТОРЫЕ из тех, кто причастен к отечественному кинобизнесу, во всех бедах винят Запад. Мол, слишком много фильмов та же Америка проталкивает в наш прокат. Нужно ограничить количество западных картин. Тем более что ряд европейских и азиатских стран имеют подобный опыт.
Конечно, такой вариант заманчив. Однако вряд ли наша система кинопроизводства уже настолько окрепла, чтобы заполнить достойной продукцией кинотеатры. И 60, и 80 фильмов (именно столько запускается в производство в течение 2004 года) будет мало.
Никита Михалков предлагает более либеральный вариант:
- Я не понимаю, почему мы не можем добиться, чтобы от каждого билета на западную картину какой-то процент отчислялся в пользу производителя отечественного кино. Во Франции, к примеру, билеты на иностранные фильмы облагаются 8%-ным налогом. Российским киношникам необходимо мощное финансовое вливание, которое государство нам дать не может. Да, конечно, это налогообложение не решит вопроса, но все же сильно поможет.
Но большинство продюсеров подобную идею воспринимает в штыки.
- Надо смотреть правде в глаза: российское кино смогло выправиться только благодаря голливудской продукции, - говорит Сергей Сендык. - Еще лет десять назад и производство нашего кино, и кинопрокат были в абсолютном упадке. Но потом на российский рынок пошли крупные американские студии со своими фильмами. И зритель потихоньку вернулся в залы. Начали строиться многозальные кинотеатры, начали сниматься российские фильмы - в том числе и на ту прибыль, которую давал прокат западного кино.
Наверное, в этих словах есть доля истины. Весь вопрос лишь в цене, которую придется заплатить за достижение цели. К тому времени, когда российский кинематограф наберет силу, останутся ли в стране люди с неиспорченным вкусом? Да и сколько времени уйдет на то, чтобы в каждом российском городе построить по современному мультиплексу? Десять лет, пятнадцать?
Значит, нужно искать другие пути к зрителю. В начале 2004 года "Мосфильм", Министерство культуры и Министерство по связи и информатизации РФ запустили проект "Народный экран". По специальной спутниковой системе из единого центра-студии фильм транслируется в маленькие кинотеатры. Цены на билеты вполне приемлемые, и показывают через "Народный экран" в основном российские фильмы. Пока система эта запущена лишь на Дальнем Востоке. Дело - за инвестициями.
ТВ нам поможет?
- ЕСЛИ уж быть честным, - говорит продюсер Сергей Сельянов, - зритель перестал ходить в кино уже с конца 70-х годов ХХ века. К перестройке мы потеряли большую часть аудитории.
Сейчас ходить в кино в России снова становится модно. В мире нет кинорынка, который развивался бы с такой скоростью. Другое дело, что растем мы с нуля и количества зрителей пока недостаточно, чтобы окупить производство наших фильмов.
Есть и еще одна проблема. Среди продюсеров уже года полтора гуляет приговорка: "У нас деньги есть - у нас идей нет". В стране появились люди, готовые вкладывать средства в производство фильмов. Но нам катастрофически не хватает режиссеров и сценаристов. Даже если сценарий тебя, что называется, цепляет, нужно потратить 1,5 - 2 года, чтобы довести его до ума. Поработать над ним успевают порой до 14 авторов! Наше кино переживает сегодня творческий кризис. И неизвестно, сколько времени понадобится, чтобы его преодолеть.
Пока одни продюсеры учатся, другие ищут свою дорожку к успеху - и зрительскому, и финансовому. Один из таких путей - одновременное производство кинофильма и сериала. Наиболее успешные проекты - "Антикиллер-2", "72 метра" и др. - сделаны именно по такому принципу. И народ их смотрит с удовольствием, и деньги они производителям приносят неплохие.
За прошлый год (при частичной поддержке государства) было снято 60 картин. Правда, до экрана дошло всего 40. В сотню фильмов, имевших успех в прокате, вошло всего 9 российских - среди них "Бумер", "Даже не думай", "Антикиллер", "Благословите женщину", "Прогулка". А вообще относительно приличные деньги (от 300 до 500 тыс. долл.) смогли собрать 15 отечественных лент. Три фильма - "72 метра", "Антикиллер-2" и "Даже не думай-2" - за первую половину 2004 г. получили по 3 млн. долл. кассовых сборов каждый.
Смотрите также:
- "Наши" в Голливуде обойдутся в миллион долларов →
- БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-88. Время рисковать →
- Почем "мыло" для народа? →