Власть и бизнес: Государево око или передел монополий?

   
   

КАК-ТО незаметно российское общество привыкло к плавному перетеканию бизнесменов во власть и обратно. Назначение Березовского 8 лет назад заместителем секретаря Совбеза публику шокировало. А недавний уход олигарха Бендукидзе в министры - пусть даже грузинские - никто и не заметил.

Но последние примеры все же заставляют призадуматься. Напомним - сразу два видных сотрудника администрации президента возглавили советы директоров нефтяных гигантов: И. Сечин - "Роснефти", В. Сурков - "Транснефтепродукта". Ранее А. Волошин ушел на такую же должность в РАО ЕЭС, а глава администрации президента Дм. Медведев - в "Газпром". Охвачен вниманием весь сырьевой крупняк - основа основ.

Пожалуй, такого - совмещения высших государственных постов и открытого членства в финансовых гиперструктурах нет нигде. Во всяком случае в Европе, Северной Америке, Японии...

В чем же российская специфика? Доверить присматривать за таким богатством кому-либо со стороны - опасно. Даже люди из правительства не подойдут.

Мало того, само правительство - по сути огромная естественная монополия, корпорация, владеющая и управляющая очень многим. Поэтому и там "совет директоров" - или "аппарат правительства" послан возглавить еще один сотрудник администрации - Дм. Козак.

Еще с перестройки, не говоря уже об эпохе Ельцина, нарождающаяся новая элита не уставала повторять, как заклинание: нужно разделение властей. За десять лет совсем было разделили. И вот появились признаки сращивания власти с бизнесом.

Между тем процесс можно рассматривать и как укрепление роли государства в хаотической экономике переходного периода.

Смотрите также: