"Я ИСПЫТЫВАЮ страшное чувство глубокого неудовлетворения от того, что не смог освободить всех детей, - сказал детский доктор Леонид РОШАЛЬ, вернувшись из Беслана. - И все же полезная работа была проведена: кроме постоянного переговорного процесса с террористами, который, возможно, способствовал освобождению нескольких малышей, я принимал активное участие в подготовке медицинской службы к приему раненых и пострадавших".
ВИНИТЬ Леониду Рошалю себя действительно не в чем: и сейчас, в Северной Осетии, и в октябре 2002 года, когда был захвачен Театральный центр на Дубровке, он, рискуя собственной жизнью, сделал все возможное, чтобы помочь жертвам бандитов. Наше интервью с Леонидом Михайловичем началось еще до драматических событий в Беслане. Мы говорили о самых наболевших проблемах российской медицины: результатах административной реформы Мин-здрава, "врачах общей практики"... После трагедии в Беслане "АиФ" попросил профессора ответить еще на ряд вопросов - о терроре, который страшной волной накрыл Россию...
- Терроризм - война без линии фронта. Мы все - как на передовой. Как в этой страшной ситуации вести себя нашим гражданам?
- Надо просто спокойно жить и работать. Ведь паника - как раз то, чего добиваются террористы.
- Но вы видите способ борьбы с этим злом?
- Однозначного ответа нет. Уповаю на то, что религиозные деятели мира начнут "идеологическую" борьбу с терроризмом. Необходимо, чтобы каждый шахид знал: он будет проклят всеми за смерть неповинных людей. А пока шахиды будут думать, что, убив "неверных", они окажутся в раю, терроризм не победить. И никакие меры безопасности его всерьез не остановят. Борьба человечества с терроризмом - это третья мировая война. Террористы пытаются управлять всем миром. Используя детей, как в Северной Осетии, они хотят схватить человечество за горло.
- Бесланские террористы отличаются от захвативших "Норд-Ост"?
- Бараев, возглавлявший боевиков на Дубровке, бледнеет перед нелюдями, захватившими бесланскую школу.
- Как здравоохранение может и может ли вообще поддержать физическое и психическое здоровье россиян в сегодняшней ситуации?
- Психическое здоровье граждан зависит не от здравоохранения, а от государства, которое плохо относится к здравоохранению.
"Президента подставили"
- ВЫ КРАЙНЕ критично отзывались о прошлом руководстве Минздрава. Недавно на пост министра назначен новый человек. Изменилось что-то?
- Сначала я не понял назначения Зурабова на этот пост. Да, он занимался страховой медициной, недолго работал в прошлом Минздраве в ранге замминистра. Но Зурабов - не доктор. Зурабов утверждает, что выведет здравоохранение из пропасти. Я выступал на последнем Пироговском съезде, где высказал резкое несогласие с некоторыми позициями министра. Сказал: "На следующем съезде, который будет через 4 года, я перед вами извинюсь, если вы действительно повысите заработную плату врачам в 2-3 раза, решите кадровый вопрос в поликлиниках, где не хватает 40 процентов врачей и медсестер".
Потом я успокоился, поняв, что Зурабов - никакой не министр здравоохранения в точном понимании этого слова. Реально он сегодня вице-премьер, каким, например, была Матвиенко. Зурабов, несомненно, образованный человек, у него голова - компьютер. От него исходит много идей, его не сравнишь с Шевченко (бывший министр здравоохранения РФ. - Ред.). И поэтому он опаснее.
Появление на свет такого монстра - Министерства здравоохранения и социального развития, которое занимается еще и всеми вопросами, лежавшими когда-то на плечах Починка, - большая ошибка, с моей точки зрения. Кто внушил президенту, что нужно срочно начинать административную реформу? Его просто здорово подставили...
С появлением Министерства здравоохранения и социального развития ничего хорошего для врачей и пациентов пока не произошло. Но предчувствие надвигающейся беды есть. (Продолжение этой темы читайте в ближайших номерах "АиФ". - Ред.)
- Сейчас обсуждается вопрос: должны ли врачи - узкие специалисты постепенно заменяться так называемыми "семейными докторами", которые могли бы лечить практически все болезни?
- Идея врачей общей практики провалилась на Западе. В России за 7 лет подготовлено только около 2 тысяч таких докторов. Они нужны в отдаленных сельских районах, в армейских частях. Но ломать сеть поликлиник, которая у нас создана, переделывая под систему общей врачебной практики, глупо и опасно. Ни один такой специалист не сможет быть одновременно хорошим невропатологом, хирургом, гинекологом, ортопедом! Но мне интересно было узнать: откуда дует ветер? Зачем некий Центр стратегических разработок с упорством доказывает, что России нужны как воздух врачи общей практики? В книге, которую выпустил Всемирный банк в России, написано, что банк предоставил 336 миллионов долларов США для финансирования пилотного проекта реформы здравоохранения. Выяснилось, что люди Центра много лет работают за счет грантов Всемирного банка. Они поставили себе задачу изменить структуру нашего здравоохранения. Иными словами, отрабатывают деньги. Говорю прямо. Поэтому так цепляются за эту систему общей врачебной практики. Если вдруг выяснится, что она нежизнеспособна, Всемирный банк прекратит финансирование.
- Но зачем банку вкладывать в наше здравоохранение деньги?
- Они же нам их не дарят. Это банк! С немалыми процентами Россия должна будет возвращать эти деньги. Ко мне попала книга "Система здравоохранения. Время перемен", над которой работали западные эксперты. В предисловии издатели благодарят представителей российского Фонда реформирования и финансирования здравоохранения "Здравконсалт" (о котором также мало кто слышал), одновременно являющихся... сотрудниками Центра стратегических разработок, который так упорно проталкивает идею врача общей практики! При наличии в России трех институтов организации здравоохранения: Минздрава, специальных отделов в Минфине и в Минэкономразвития - зачем нам еще одна финансовая компания, занимающаяся здравоохранением?! Через этот фонд "Здравконсалт", вероятно, и прокручивались миллионы Всемирного банка. Кто-то может их остановить?!
- Вы обмолвились: система общей врачебной практики провалилась на Западе...
- Квалификация врачей низкая. Наш средний педиатр по сравнению с западным - профессор. Французы говорили мне: "Мы смеялись раньше над Англией: там люди по году ждут плановой операции. А теперь у нас хуже, чем у них". Во Франции - 60% врачей общей практики. А американцы довольны своим здравоохранением?! Приходишь в Штатах к врачу общей практики, он тебя посылает на анализ к своему товарищу, потом - на рентген... Пока человека по кругу не выжмут - не успокоятся. Клинтон в свое время хотел реформировать здравоохранение. И предложил... почти советскую систему! Но ему чуть не оторвали голову за это.
Гнилая идея
- ВРАЧИ в моей районной поликлинике говорят: с введением обязательного медицинского страхования (ОМС) они стали жить совсем плохо.
- Если говорить об ОМС в целом, то сегодня под него заложена огромная бомба. Со снижением социального налога у нас резко уменьшились поступления на медицину - не 3,6% от фонда заработной платы, а 2,8%. Кроме того, из этих средств федеральный центр забирает еще 0,8%. Таким образом, региональные фонды будут получать только 2% от ВВП, т. е. почти в два раза меньше, чем раньше! Особенно пострадали регионы-доноры, хотя они сами едва сводят концы с концами. У них изымают почти половину денег. Это же самый настоящий грабеж. Объясняется это выравниванием - у "богатых" взять, а "бедным" отдать. Гнилая идея! На полсотни бедных регионов все равно этих денег не хватит. Государство обязано из нефтяных доходов доплатить бедным регионам и довести финансирование их здравоохранения до уровня "богатых", не трогая самих доноров. А затем из федерального бюджета увеличить финансирование медицины во всех регионах в два раза. Это было бы правильно.
- Вы - детский врач. Как вести себя родителям, чтобы дети росли здоровыми?
- Надо, чтобы сами родители были психически здоровыми. Здоровье - это не только здравоохранение. Это экология, питание, физкультура. Мне иногда приходится слышать: "У меня нет денег заниматься собой". Но я не могу поставить равенство между богатством и здоровьем. Знаю состоятельных людей, которые с утра пораньше едут на теннисный корт, затем идут на работу. Не переедают. Летом ездят на велосипеде, зимой - катаются на горных лыжах. Вместе с тем я знаю богатых людей, которые ничего этого не делают, обжираются, весят по 120 кг. Значит, проблема не в деньгах, а в ментальности.
- А вы сами ездите на велосипеде?
- Раньше - да. Сейчас - нет! Если честно, много работаю, трудоголик по своей натуре. Это плохо. Не слежу за своей физической формой. Хотя говорят, что я крепкий такой парень. Это гены. Если вы спросите: "Когда и чем вы сегодня обедаете?", отвечу: "Не знаю". Голодным никогда не бываю, это точно. Там кусок чего-то, здесь кусок чего-то. Очень люблю гречневую кашу с жареным луком. Могу есть каждый день. Считаю, что каждому человеку нужно съедать по одному грейпфруту в день. Это полезно. Вообще, я двигаюсь в сторону вегетарианства. Фрукты и овощи очень люблю. Но они, к сожалению, сейчас стали дорогими... Стараюсь не употреблять картошки, хлеба, сахара - поправляюсь. Моя мама мне всегда говорила: "Леня, чтобы мозги работали, нужно съесть 2-3 ложки сахара". Может, она и права. Но у меня и без этого мозги "варят".
P.S. Когда номер подписывался в печать, с редакцией связался Л. Рошаль и сказал следующее: "То, что произошло в Беслане, еще раз подтверждает необходимость увеличения финансирования здравоохранения - в соответствии с международными нормами и решением правительства от 1997 года. Я требую этого. Медицина в регионах находится в удручающем состоянии".
Смотрите также:
- М. Зурабов: За женщиной должен стоять капитал →
- Не надо лечить насморк в Париже →
- Медицина по шаблону (часть 2) →