В 21-м и 22-м номерах "АиФ" были опубликованы материалы "Кому нужна Россия без лекарств" и "Зачем Минздрав запрещает долго жить", в которых ведущие учёные-медики страны подвергли резкой критике работу нынешнего Министерства здравоохранения и соцразвития РФ.
ОСНОВНОЙ упрёк врачей к министерству звучал так: "Как можно работать по планам М. Зурабова, если этих планов никто из нас не знает?"
Спустя неделю после последней нашей публикации министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов встретился с журналистами, где рассказал об этих самых планах.
Денег на всех не хватает
МИНИСТР признаёт, что наиболее запущенная ситуация сложилась с оказанием медпомощи в муниципальном здравоохранении. А ведь там лечатся 80% больных. Причина в том, что государство как раз оказание медпомощи и не финансирует. Государство содержит сеть лечебных учреждений (ЛУ) вообще. Каждый уровень власти оплачивает свои ЛУ. Скажем, муниципалитет - поликлиники и женские консультации; субъект Федерации - инфекционные, областные клинические больницы, диспансеры и т. п. Чем мощнее бюджет, тем выше расходы на ЛУ. В Москве - одни, в Томске - другие. И никого, в общем-то, не интересует, придёт в эту больницу или поликлинику больной или нет.
Но если в областной больнице пациенту помогут в полном объёме, то в городской на это денег не хватит, и человеку скажут - доплачивай. Сейчас около 35% граждан сами оплачивают себе медпомощь. "В результате качественные показатели здоровья населения стали такими, что мириться с ситуацией дальше нельзя", - сказал М. Зурабов.
Если же просто влить больше денег в существующую структуру здравоохранения, по мнению министра, это никак не улучшит качества лечения. Чтобы в клинике появилось оборудование, появился хороший врач, в стране должна возникнуть другая модель финансирования здравоохранения.
"Моя задача - создать механизмы, мотивирующие врача на качественную работу, - заметил министр. - И когда мне говорят, что мы чего-то недодумали, я отвечаю - мы додумали ВСЁ! Просто в этой работе есть этапы. И национальный проект "Здоровье" - это не набор бессистемных мер, а подготовительный этап, выстроенный на четырёх принципах".
Четыре принципа Минздрава
ПЕРВЫЙ принцип - это врач на участке. Все последние годы об участковом, семейном враче никто не думал. И если во всём мире 80% медпомощи оказывается на догоспитальном этапе, то у нас всё наоборот. Первичное звено укомплектовано только на 60%, наполовину - лицами предпенсионного и пенсионного возраста, которые проходили переквалификацию лет 8 назад. В результате ближе всего к людям стояли медики недостаточной квалификации, а профессионалы оказались в самом конце цепочки, в стационарах, куда пациенты попадали уже в "полуразрушенном" состоянии. Теперь министерство пытается переломить ситуацию, в том числе и за счёт значительного повышения зарплат участковым врачам. "В этом году мы впервые получим 2500 молодых врачей, которые 1 сентября придут на работу в первичное звено", - констатировал министр.
Решив проблему с кадрами и их переподготовкой, Минздравсоцразвития переходит ко второму принципу нацпроекта - медоборудованию. Утверждён табель оснащения медучреждений оборудованием в зависимости от их типа. Министерство объявило, что через три года те поликлиники, больницы, диспансеры, которые не будут ему соответствовать, лишатся лицензии.
Третий принцип - санитарный автотранспорт. Слишком много людей погибает, просто не доехав до больницы. Поэтому Минздравсоцразвития делает ставку на оснащение "Скорой помощи".
И четвёртый принцип - это диспансеризация (пока с 35 до 55 лет, затем и для всех). Разработать конкретные меры по снижению смертности для каждого субъекта Федерации можно, лишь поняв, где от каких болезней больше всего страдают. Где основные усилия направить на борьбу с гепатитами, где с онкологией, где с ВИЧ-инфекцией...
Так что принимать на свой счёт упрёк в отсутствии у министерства идеологии реформ М. Зурабов не намерен. "Мы знаем, что нужно делать. Но нам нужен подготовительный период, минимум два года", - сказал он.
Светлое будущее - с 2009 года
ЧТО будет дальше? В первую очередь в результате диспансеризации резко вырастет количество вновь выявленных болезней, в том числе и онкологии. Справятся ли с этим потоком существующие медучреждения? Министр считает, что нет. Будут строиться новые медцентры, которые увеличат объём высокотехнологичной медпомощи на 100 тысяч операций в год.
К 2008 году возникнет 14 специальных высокотехнологических центров, где будут оказывать помощь женщинам с неправильным течением беременности. Это позволит снизить детскую смертность.
Возродится служба крови. К концу 2007 года построят завод по переработке плазмы крови, а в 2008-м - 15 плазмацентров. Активизируется профилактика самых опасных болезней - в первую очередь инсультов и инфарктов.
А в начале 2008 года Минздравсоцразвития собирается в виде проекта федерального закона предложить нам с вами другую модель здравоохранения, с тем чтобы "запустить" её с 2009 года.
От редакции: Вопросы к министру, увы, остались. Откуда через два года придут квалифицированные врачи в новые медцентры, если обыкновенного хирурга нужно готовить минимум 7-8 лет? Как помогут тем, кто заболеет не в 2009 году, а завтра? Кроме того, министр никак не затронул тему бедственного положения отечественной фармпромышленности, о чём также говорилось за "круглым столом" в редакции "АиФ". Мы направили в министерство официальный запрос с просьбой ответить на ключевые вопросы по этой проблеме. Как только получим ответ, обязательно его опубликуем.