Абхазия: предвыборный дефицит "калашниковых"

   
   

З ОКТЯБРЯ в Абхазии должны состояться первые альтернативные выборы президента. От их итогов зависят дальнейшие пути развития грузино-абхазских и грузино-российских отношений. Предвыборную обстановку в зоне конфликта проверял наш корреспондент.

Дела военные

В ДЕНЬ моего приезда в Сухуми министр обороны Абхазии Вячеслав Эшба торопился на совещание.

- О чем будем говорить? - торопливо спрашивает у меня генерал. Меня интересует подготовка сухопутных войск и флота к войне. Но министр только отмахивается:

- Мы готовы к войне. Когда воевали в 92-м, республика потеряла около трех тысяч человек, а ранено было до пяти тысяч. Тогда нам некуда было отступать. Сейчас нам тоже некуда отступать, зато теперь у нас есть регулярные части, есть резервисты, с которыми мы проводим плановые учения. Есть у нас и вооружение: корабли, самолеты, старая бронетехника, которую мы отвоевали у грузин.

Вячеслав Эшба делится информацией о захвате турецких кораблей:

- Грузинские корабли захватили турецкий сухогруз, шедший в наш порт. Катера сделали предупредительный выстрел, затем приказали судну следовать за собой. Наши сторожевики наблюдали эту картину, но мы, к сожалению, не можем открывать огонь первыми.

Генерал действительно сожалеет об этом. На мой вопрос, как реагирует на эти инциденты Турция, министр отвечает, что суда, идущие из Турции в Абхазию, как правило, принадлежат частным компаниям, которые отправляют свои корабли на авось - проскочат или нет.

После этого он дает понять, что разговор закончен. Спросить, есть ли оружие у резервистов, я просто не успеваю.

Ответ на этот вопрос есть у моего таксиста Руслана, который почему-то называет резервистов "боевиками":

- Оружие? Есть, конечно. У меня самого два автомата. Один зарегистрирован, другой нет. У кого осталось оружие, тот его уже не отдаст. Помнишь, когда в 2001 году в Кодорское ущелье пришел Гелаев, все, кто мог, отправились его мочить. Пятнадцать дней нам понадобилось для этого.

Интересуюсь, могу ли я купить автомат.

- Пятнадцать тысяч есть? Хотя нет, сейчас тяжело достать "калашников".

Выборная чехарда

ВООБЩЕ у Руслана есть много чего интересного, например российское гражданство и загранпаспорт.

- У нас много людей, кто такие паспорта имеет, - говорит водитель.

- А как же вы будете голосовать в Абхазии, будучи гражданами России?

- Не знаю, это ты лучше здесь спроси, - отвечает Руслан, указывая на здание Центральной избирательной комиссии.

- Закон не лишает людей с другим гражданством права голоса, - объясняет председатель ЦИК Абхазии Сергей Смыр. - У нас большое число граждан, которые прописаны на территории РФ, таких около 60%. Но и эти люди смогут голосовать по паспортам советского образца, где есть абхазская прописка.

На следующий день один из реальных кандидатов на пост президента от оппозиции, выдвиженец партии "Единая Абхазия", руководитель "Черноморэнерго" Сергей Багапш уверял меня, что огромное число жителей при получении российского гражданства сдавали советский паспорт и теперь люди не имеют возможности голосовать.

Программные обещания у всех претендентов на пост главы самопровозглашенной республики практически одинаковые, например, все они выступают за независимость Абхазии. И, как правило, оппозиционные кандидаты упрекают действующую власть в экономическом "застое" и неспособности создать сильные армию и флот. Власть парирует эти обвинения, говоря, что все кандидаты в свое время занимали высшие посты в руководстве республики, а значит, имели возможность влиять на развитие страны. Впрочем, жители Сухуми и прилегающих районов на взаимные обвинения и предвыборные лозунги внимания обращают мало. Для них основными характеристиками кандидатов в президенты являются: место рождения человека, сколько лет он прожил в Абхазии, его вклад в победу в войне 1992-1993 гг., уважение к родителям кандидата или родственные связи. По одной из этих причин ЦИК не зарегистрировал кандидатом серьезного оппонента действующего премьер-министра - Александра Анкваба, имеющего довольно солидную поддержку народа. Комиссия мотивировала свое решение тем, что А. Анкваб не проживал в республике последние пять лет.

Абхазские галы

В ГАЛЬСКИЙ район Абхазии - именно здесь по реке Ингури проходит граница самопровозглашенной республики с Грузией - туристы даже не заглядывают. Кроме того, не каждый водитель-абхаз согласится поехать сюда. На дороге из Очамчира на пограничный КПП "Ингури" мы встречали только ооновские джипы. Местные жители (в основном район населяют мингрелы. - Авт.) говорят, что по лесам бродят так называемые отряды лесных братьев и "Белого легиона". Периодически боевики устраивают диверсии. Кроме того, именно здесь, на КПП "Ингури", до недавнего времени проводились еженедельные четырехсторонние переговоры об урегулировании грузино-абхазского конфликта. Премьер-министр Рауль Хаджимба прокомментировал причину прекращения совещаний по четвергам:

- Эти встречи на КПП "Ингури" - один из механизмов переговоров с грузинской стороной. Мы заявили о том, что временно приостанавливаем переговоры в связи с нарушением Грузией московского соглашения о применении оружия как на земле и в воздухе, так и на море.

Через посты абхазской таможни и миротворцев на середину моста через Ингури, разделяющего Грузию и Абхазию, меня проводит Валерий Ломия, заместитель главы администрации Гальского района. Местные проходят через мост в Грузию по специальным пропускам. На мою просьбу выдать мне такой "вездеход" Ломия лишь смеется: "С твоим славянским лицом тебе только на пляж санатория Московского военного округа в Сухуми проходить". Потом серьезно добавляет: "Тебе виза нужна".

Смотрите также: