"МОЛЧАЛИВОЕ большинство" россиян, обычно с энтузиазмом поддерживающее В. Путина, оказалось неподготовленным к инициативе назначения губернаторов. По свидетельству социологов из Фонда общественного мнения (ФОМ) и ВЦИОМ, 63% россиян не поняли смысла новых реформ c первой подачи.
И ЭТО при том, что население крайне низкого мнения о губернском начальстве. Значит, россияне худо-бедно, но освоили первые навыки демократии (прямые выборы губернаторов) и не готовы расставаться с ними.
Очевидно, что в той системе демократических институтов и ценностей, которые принято называть европейскими, в России пока не удалось создать надежной системы управления. Особенно плохо с европейской моделью в регионах. На практике во многих из них утвердилась вотчинная форма правления. Возникают региональные олигархии, тесно связанные с коррумпированной губернской верхушкой и местным криминалитетом. Отсюда, похоже, и соблазн пресечь бардак на местах, назначая и снимая губернаторов.
"Лазурной демократии", о которой, по словам кремлевского окружения, мечтал В. Путин, не получается.
"Надежной вертикали власти до сих пор нет. Страна недостаточно управляема", - вынужден признать Б. Грызлов.
А как управлять капитализмом российского разлива, власть, похоже, не знает. Отсюда каскад противоречивых инициатив, которые свидетельствуют, скорее, не о решимости, а о растерянности власти.
А между тем фундаментальные реформы, которые поставили бы российский капитализм на действительно демократические рельсы, откладываются из года в год.
Нерешительность проявляется и в реформе судебной системы и банковского сектора. Затягивается исчерпывающая оценка итогов приватизации. А ведь без легитимизации собственности рост экономики будет блокироваться конфискационными опасениями. Обрастает мхом и другой вопрос: хотим мы, наконец, или нет свободного допуска иностранного капитала в Россию, в том числе и на рынок земли?
Россия все теснее входит в европейские отношения. Так что теоретически Кремль хотел бы "углублять демократию".
Но, похоже, кремлевским стратегам щекочет нервы и опыт Китая. Ведь наш сосед перекрывает все мыслимые параметры экономического роста. И без всякой демократии! Эксперты не исключают, что через 10-15 лет экономика Китая сравняется с экономикой США. На этом фоне западная критика Китая с точки зрения прав человека звучит как жужжание мухи перед ухом слона. Соблазн отключить часть демократии в интересах экономического роста и большей управляемости велик.
Так какой же путь выбирает сегодня Россия?
Очевидно, что В. Путин разочарован в либерализме. Но это не обязательно означает разочарование в демократии. К сожалению, наши правые упорно отрицают, что сложившийся в России тип псевдолиберального капитализма порождает консервативные силы, которые способны погубить то немногое, чего успела добиться российская демократия за прошедшие 15 лет. Ситуация с "ЮКОСом" и метод защиты, который избрали его акционеры (с вовлечением во внутреннюю склоку западных политиков, западных СМИ), лишь обостряют это неприятие либерализма.
Не хочется верить, что ухо В. Путина склонится к тем советчикам, которые считают, что Россия не готова к демократии. Кремль намекает, что корректировка курса позволит вычистить лишь одиозные наросты на системе власти и не затронет базовых принципов демократии.
В самом деле, едва ли речь может идти о реставрации советской системы. Слишком еще жива память о культе личности, о котлованах и тупиках коммунизма. Еще памятны пустые прилавки, еще живы домохозяйки, бегавшие с авоськами в поисках пропитания для семьи. Слишком высокая цена заплачена за шоковый переход к капитализму.
Но как далеко завлечет Кремль корректировка курса?
Общество в целом готово принять систему "управляемой демократии". Исходя из понимания, что неуправляемой демократии нет нигде, в том числе и на либеральном Западе.
Плохо будет, если и при дополнительных рычагах и полномочиях власть опять окажется неспособной обеспечить модернизацию и улучшение жизни народа. И тогда, ссылаясь на "новые обстоятельства" и новые угрозы (терроризм, падение цен на нефть, социальные протесты, сепаратизм и т. д.), она потребует "очень управляемой демократии". С силовым сопровождением. И это уже будет называться совсем по-другому. Вот к этой грани, отделяющей демократию от диктатуры, общество и не должно подпускать власть.
Чем не платформа для единения демократов?
М. Леонтьев: Не надо спекуляций!
ДЕМОКРАТИЯ - это власть народа. Народ у нас выбирает президента - это и есть демократия. Но политическая система должна быть адекватна задачам, которые стоят перед страной. Электорат при демократии не должен истребляться, вот что важно! Для этого в демократической стране нужна жесткая вертикаль управления.
Когда губернаторские выборы только начинались, в них еще был какой-то смысл. Губернаторами выбирали известных управленцев-хозяйственников. Теперь губернаторских выборов нет. А есть грязные технологии, демагогия, подкуп... Граждане не имеют никакого отношения к этой борьбе корпораций, делящих собственность. Что же касается выборов в национальных республиках - это просто провокация межнациональной розни.
Поэтому все разговоры о свертывании демократии - это дешевые спекуляции. Равно как и стенания о том, что мы можем выбрать какую-то "китайскую модель". Раньше надо было думать. Китайская модель построена на том, что китайцы не развалили прежнюю систему управления. А мы - развалили. И вообще у китайцев другие жизненные мотивации. Мы - не китайцы. Кто сомневается, пусть посмотрит в зеркало.
У народа враги?
На днях читали интервью замглавы администрации президента В. Суркова. Он говорит, что "фактически в осажденной стране возникла пятая колонна левых и правых радикалов". Кого г-н Сурков имел в виду? А то у нас не поймешь, кто левый, кто не левый...
А. Ч и ж о в, Москва
ПО СЛОВАМ г-на Суркова, "лимоны и некоторые яблоки растут теперь на одной ветке. У фальшивых либералов и настоящих нацистов... общая ненависть к путинской, как они говорят, России. А на самом деле к России как таковой. И сегодня они... проводят время в разного рода комитетах по ожиданию восьмого года, где проповедуют целесообразность поражения собственной страны в войне с террором".
В. Сурков, очевидно, имел в виду мало похожие друг на друга Национал-большевистскую партию Э. Лимонова, "Яблоко" Г. Явлинского и "Комитет-2008: свободный выбор" во главе с Г. Каспаровым. В комитет также входят И. Хакамада, Б. Немцов, депутат Госдумы В. Рыжков, писатель В. Шендерович, социолог Г. Сатаров, правозащитники Е. Боннэр, Л. Алексеева и другие.
Смотрите также:
- СОЦОПРОС. Демократия или диктатура? →
- Мозговой штурм закончился книгой →
- Власть загоняет себя в угол →