Богослужение под водой

   
   

АТОМНАЯ подводная лодка "Томск", пройдя от Кольского полуострова под водой около 5000 км по Северному морскому пути, достигла берегов Камчатки. Само по себе подледное плавание, когда гигантский атомоход вынужден буквально протискиваться между нависающими сверху полярными льдами и морским дном, - событие выдающееся. Однако этот поход замечателен еще и тем, что впервые в истории вместе с экипажем его совершил епископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ.

- Владыко, что побудило вас принять такое необычное решение?

- В поселке Рыбачий, месте расположения соединения атомных подводных лодок, несколько лет назад трудами самих военных и членов их семей основана православная община, а ныне это действующий приход храма св. Апостола Андрея Первозванного. Прихожане этого храма и предложили мне принять участие в трансарктическом переходе. Почему? Для того чтобы содействовать спасению людей, священнослужитель должен хорошо знать условия их труда и жизни.

- Легко ли военное командование согласилось на ваше участие в переходе и были ли вам выставлены встречные условия?

- К этому времени между Его Святейшеством Патриархом Алексием II и Главнокомандующим ВМФ было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Встречные условия? Было лишь одно: сбрить или существенно укоротить бороду, ибо она могла помешать при использовании дыхательных аппаратов. Однако в ходе легководолазной подготовки не возникло трудностей, и это условие было снято.

Кстати, мне, как и всем новичкам, пришлось пройти обряд посвящения в подводники.

- В чем он заключался?

- Заполняют забортной водой плафон от лампы, и каждый посвящаемый должен его выпить в присутствии членов экипажа. Выпил, разумеется, и я. Потом мне вручили грамоту, свидетельствующую о том, что на глубине 100 м я был посвящен в подводники Флота Российского.

- Как вы оценили условия обитания на АПЛ "Томск"?

- Моя церковная жизнь протекала в монастыре, и на подводной лодке иногда у меня возникало ощущение того, что я вернулся в свою монастырскую келью. Питание, на мой взгляд, было превосходным, хотя пришлось нарушать установленные церковью постные дни, дабы не утруждать поваров готовить специально для меня.

Режим труда и отдыха на ПЛ исключительно строг и соблюдается очень точно. В таких условиях собрать всех моряков вместе для богослужения или крещения практически невозможно. До погружения под лед моряки собирались на ежедневные беседы - "часы духовного просвещения", как назвал их старший перехода контр-адмирал Козлов Илья Николаевич.

- На поход пришелся праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Для совершения торжественной службы очень много чего нужно. Как вам удалось соблюсти церковные каноны?

- То, о чем вы упомянули, очень важно для совершения литургии, ибо создает совершенно особенную молитвенную атмосферу Царства Небесного на земле. И когда этого нет, священнослужителю приходится много трудиться для того, чтобы как-то компенсировать недостающее, - сам Господь Иисус Христос совершил первую литургию в скромной горнице. Один из офицеров смог овладеть церковно-славянским языком, другой научился пономарить, третий испек прекрасные просфоры. Я взял с собой частичку мощей святителя Игнатия Брянчанинова, своего небесного покровителя, а также икону Владимирской Божьей Матери, являющуюся главной святыней России. Что же касается самого богослужения, то на всем его протяжении моряки молились столь глубоко и сосредоточенно, что я почти физически ощущал их молитву. Такое бывает нечасто.

- Разрешили ли вам пользоваться кадилом, ведь атмосфера на подводной лодке тщательно контролируется, и курить под водой можно только в крохотных курилках, оборудованных уловителями дыма?

- Возможно, такое разрешение и было бы дано, но я не мог просить командиров нарушать воинские уставы. В беседе с Его Святейшеством мы заранее подробно обсудили все возможные случаи.

- Атомная подводная лодка, на которой вы плыли, имеет на борту 24 ядерные ракеты - сверхмощное орудие убийства, могущее привести к глобальной земной катастрофе. Вас не смущало это?

- Сейчас по телевидению демонстрируется много жестокого и безнравственного. Однако виновен ли в этом сам телевизор? Поскольку существует опасность независимости и существованию Отечества, необходимо иметь средства ее отражения. Вопрос о том, в чьих руках находится это оружие. Позволю себе привести высказывание русского философа И. Ильина: "Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии".

Смотрите также: