А ему-то это зачем?
КОГДА я первый раз заступил на дежурство по управлению, то специальных дежурных бригад еще не было. Был только один штатный дежурный, которому в помощь выделялись сотрудники разных служб по графику.
Не успел я осмотреться, как звонит штатный дежурный - спустись подменить. Пообедать хочу.
Сел я за пульт, глаза разбегаются. Кнопки, лампочки. Одних телефонов штук сорок. Правда, на каждом написано, чей это аппарат. Этот - начальника, эти - замов. По этому надо отвечать так, по другому - этак...
- Ты самое главное вот этот, - он показал на телефон начальника управления, - хватай первым. Если после третьего гудка снимешь трубку, считай, что не жилец.
Сижу - потею от страха. Вдруг за окном "фау-фау-фау" - пожарные куда-то поехали. И тут же звонок инфарктника - ШЕФ!
Хватаю трубку.
- Помощник дежурного...
А он и не слушает.
- Куда поехали пожарные? - и кладет трубку.
А Бог их знает, куда. Сижу горюю.
А тут дежурный пришел на мое счастье. Рассказываю ему про свою беду. И чувствую себя не опером, а козлом последним, который элементарный вопрос решить не может.
А тот на меня не глядит. Берет трубку прямого аппарата и бодро докладывает.
- Товарищ генерал, девятая рота проводит учения.
Тот что-то буркнул и дал отбой.
У меня аж дыхание от восхищения перехватило. Вот школа!
- Товарищ майор, а откуда вы узнали, что девятая рота поехала на учения?
- А я и не знал. Ну скажи, зачем генералу знать, куда поехали пожарные? Ему-то это зачем? - и дежурный улыбнулся. - Запомни, сынок, оперативная обстановка такова, как ее доложишь.
За нас, за вас...
В КГБ Кабардино-Балкарии приехали для обмена опытом бойцы австрийского антитеррористического подразделения "Кобра". Солидные, крепкие, как и подобает бойцам спецназа. Целый день они показывали чудеса своей подготовки. И все бы ничего, да только по-русски они "ни гу-гу". Ну просто ни словечка.
- Это поправимо, - решили чекисты. - Наутро заговорят, как миленькие.
Подмигнули друг другу, и всех за стол. Что такое кавказский стол, рассказывать не надо. Не каждый боец доживет до середины стола. Нормальные люди месяц к таким столам готовятся. А тут "Кобра" и без подготовки. Утром чекисты пошли посмотреть результат своего эксперимента.
Заходят в комнату к одному бойцу. Толкают - вставай! А он, не открывая глаз, шарит рукой по тумбочке в поисках стакана и на чистейшем русском:
- За нас, за вас, за Северный Кавказ.
Верно рассказывали в анекдоте, что у чекистов и мумии заговорят.
Пронесло...
ОДИН молодой опер сопровождал спортивную делегацию за границу. Атмосфера вокруг спортивной делегации была, прямо скажем, не ахти. Каждый день спортсмены имели дело с какими-либо провокациями: то листовки разбросают антисоветские, то пикеты выставят рядом с гостиницей. Молодой опер впервые в такую ситуацию попал. А тут еще перед самой поездкой коллектива сразу несколько измен было. И, естественно, в связи с этим его заинструктировали до потери пульса.
День проходит, второй идет. Делегация, как один! Сплоченная, готовая на любые подвиги. И вдруг на третий день замечает опер, что один из членов команды какой-то не такой. Замкнулся в себе, держится особняком. К слову сказать, спортсмен был не просто спортсмен, а молодой чемпион мира. И еще в Москве внимание опера обращали именно на него. "Береги его пуще глаза!" - наставляли.
И вдруг что-то не то. Опер к нему и так и сяк. Мол, что ты, Ваня, голову повесил, что невесел. А тот еще больше в себя уходит. Все на экскурсию, а чемпион в гостинице остается. Все по магазинам, а этот опять в гостинице.
И видит опер, что налицо признаки готовящейся измены Родине. Покой потерял, сна ни в одном глазу. Так и ждет, что вот сейчас по радио сообщат, что такой-то попросил политического убежища.
Так и мучился бы чекист, если бы не зашел к нему врач команды да не поделился бы с ним своей тревогой.
"Что делать, прямо не знаю, - говорит. - Уж что я не перепробовал, а ничего с чемпионом сделать не могу..."
"А что такое?" - встал в стойку наш. И чувствует он, что откроется сейчас страшная тайна.
"Да понимаешь, несет парня. Может, съел чего. Я уж все средства перепробовал, а ничего не помогает. Как начал мучиться с Москвы животом, так до сих пор на расстояние прямой видимости от туалета не отходит..."
От сообщения такого полегчало оперу. На радостях он не знал, как врача отблагодарить.
В общем, пронесло... Обоих.