Что России делать с Чечней

   
   

Александр Солженицын

КОГДА мы обратились к Александру Солженицыну с этим вопросом, он отослал нас к своему интервью, опубликованному в "АиФ" (N 1'95), сказав: "А сегодня дело не в Чечне, а в полном безвластии в России".

- ДУДАЕВ объявил так называемую независимость Чечни совершенно самочинно. Народного волеизъявления, да еще, как полагается, двумя третями голосов не было. И что же? Как среагировали на это все наши власти - исполнительная, законодательная, да и общественность? Никак. В эти годы все и началось в Чечне: убийства, ограбления, насилие над русскими, изгнание их из домов, вообще из Чечни. Затем террор распространился сперва на район Минеральных Вод, потом дальше - на Северный Кавказ и до Москвы. Стали исчезать целые подъезды, пошли миллиардные грабежи. Преступники скрывались в самостоятельной Чечне. Так гноилась язва. Что-то надо было делать. Но власти, пресса, общественность молчали. Больше того: Чечня объявила свою независимость, а наше правительство выдавало ей дотации за счет ограбления русских областей! Я много раз публично говорил о Чечне: что, по-моему, надо сделать. Но тогда это не приносило никому политических дивидендов, и поэтому меня не поддержали.

Когда Дудаев объявил независимость Чечни, надо было молниеносно сделать выводы из этого факта. Раз вы объявляете независимость, то мы укрепляем границы, организуем таможни: никаких наркотиков, никакого оружия. Далее: всех чеченов на российской земле с этого момента объявляем иностранцами. Извольте либо уезжать к себе, либо, как всякий иностранец, получайте визу, объясните цель вашего пребывания, род ваших занятий и какую пользу ваши занятия приносят России. А для всех русских, желающих покинуть Чечню, надо было найти средства их оттуда быстро принять.

Это я предлагал руководству нашей страны еще из Вермонта. Это был бы конструктивный урок для Чечни.

Когда есть гангренозный член, то известно: для спасения всего организма его надо отсечь. Важнее целостность России.

Чечне нужно было дать научиться на собственном опыте, и она сама, быть может, пришла бы в Россию и сказала: примите меня обратно. Или ей придется через Грузию огнем и мечом соединяться с турецкой империей. Маленькие народы могут отделяться, если им хочется. Но это нереально, они не построят государства.

Руслан Хасбулатов

- ЧЕЧНЕ надо помогать. Но не той бандитской Чечне, которая у всех на устах. Граждане этой Чечни совершают теракты, бандитские налеты на соседние края и республики, устраивают похищения людей. Но есть другая Чечня. Это 95-97% всех чеченцев. Они прозябают в абсолютной бедности, их похищают гораздо чаще, чем других. Они живут в условиях борьбы между голодной жизнью и смертью. На 10-15 тыс. бандитов приходится 500 тыс. нормальных законопослушных людей, находящихся на грани вымирания.

Что касается независимости, о которой так любят поговорить в Чечне, то ее просто некому давать. Президент Масхадов ничем и никем не управляет. Как руководитель он полностью дискредитировал себя тем, что за полтора месяца бандитских вылазок из Чечни в Дагестан ни разу не высказал своего возмущения этой агрессией, не сделал попытки остановить ее или предпринять для этого совместные с Россией действия, ни хотя бы осудить ее.

По-моему, Чечня давно уже независима. То есть независимы бандиты, угнетающие свой собственный народ. А народ хочет нормальной власти, которая смогла бы наконец договориться с Москвой, прекратила бы насилие, чтобы люди могли нормально работать, а дети - ходить в школу.

Григорий Явлинский

- ЛИБО Чечня обязуется прекратить террористические акты со своей территории и выдать нам всех виновных в них, либо мы считаем Чечню союзником тех, кто осуществляет эти террористические рейды на территории России, включая территорию Дагестана. Следовательно, мы вправе вести себя так, как это необходимо, чтобы уничтожить террористов. И мы не только имеем право, но и обязаны перед своим народом самым жестким образом преследовать бандитов и террористов.

Смотрите также: