Последняя русская аристократка в Африке

   
   

8-ЛЕТНЯЯ Настя Манштейн вцепилась в поручни капитанского мостика и с нетерпением ждала, когда наконец их корабль приблизится к африканскому берегу. В ее детской голове возникали слоны, обезьяны и жирафы, о которых рассказывала нянька. Девочка давно мечтала увидеть Африку. Но она и не подозревала, что ее "путешествие" затянется на долгих 80 лет...

АНАСТАСИЯ Александровна Ширинская (урожденная Манштейн) появилась на свет в 1912 году в родовом имении Рубежное под украинским Лисичанском. Ее предки по мужской линии служили верой и правдой не одному русскому царю, прабабушки и бабушки блистали при дворе. Анастасия Александровна всю жизнь вспоминала свои детские годы, и только эта память помогла ей выдержать все, что выпало на ее долю за 87 лет.

Россия размером с каюту

СТРАШНЫЕ кадры документальной хроники о том, как из Севастополя в 20-м году отправлялись последние корабли мятежной белой армии, давно облетели весь мир. Вместе со 150 тысячами последних пассажиров на миноносце "Жаркий" покидал крымский берег русский морской офицер Александр Манштейн и его семья, отправляясь к берегам Туниса. Он тогда был под протекторатом Франции, которая и предоставила русским военным кораблям небольшой тунисский порт Бизерту. Часть из шести тысяч прибывших сошла на берег, но моряки, офицеры и их семьи остались на судах, готовые в любую минуту отдать швартовы и плыть домой.

Потянулись дни ожиданий под звон корабельных склянок. Старый броненосец "Георгий Победоносец" переоборудовали под жилые каюты. Гремели кастрюли на камбузе, среди мачт на африканском ветру болталось белье, а в кубрике царские адмиралы преподавали детям математику, историю России, литературу, русские традиции, давали уроки танцев.

Конец 1924 года стал для бизертских "гостей" настоящей трагедией. Франция официально признала Советский Союз, и 750 человек, оставшихся к этому времени в Тунисе с русскими паспортами, превратились в беженцев. Корабли по решению советско-французской комиссии были проданы Парижу. А моряки с семьями сошли на африканскую землю. Только теперь они поняли, что уже не увидят родные берега, не вдохнут по весне запах сирени, а вокруг будет звучать чужая речь.

Русским предложили принять французское подданство, что большинство и сделало. Александр Манштейн заявил, что присягал России и навсегда останется русскоподданным. Тем самым он лишил себя официальной работы и спокойной старости - пенсия ему была не положена. Наступили годы ужасной нищеты. Вчерашние дворяне и князья работали прислугой, няньками, швеями, а раз в год устраивали грандиозный бал, ради которого берегли в сундуках наряды, напоминающие о прошлой счастливой жизни.

Хранительница могил

С ГОДАМИ уходили в мир иной родные и близкие, те, с кем 8-летняя Настя покинула родину. Некоторых не на что было похоронить, а земля на кладбище платная. Далеко не каждый русский мог позволить себе такую роскошь, как отдельный кусок земли после смерти. Те, кто оставался в живых, как-то решили сброситься и купить одну братскую могилу.

Анастасия Александровна сегодня осталась единственной во всем Тунисе из прибывших сюда в 20-м году русских аристократов. В начале 90-х она решилась на поездку домой, когда поняла, что там теперь перемены и ее никто не назовет предателем. Долгожданное путешествие помогли организовать Российский культурный центр и наше посольство в Тунисе. С тех пор как она побывала в Рубежном, ей перестал сниться дом с колоннами. Конечно, его уже нет. Покидая Рубежное в пять утра, она встретила на поляне пасущую гусей старуху. И узнала в ней крестьянскую девочку Наталью, которая приходила на господский двор играть с 2-летней Настенькой Манштейн. Теперь старушки пишут друг другу письма.

Она вернулась в Бизерту. Странно, ведь так стремилась в Россию, а уезжала оттуда без сожаления. Нет, не разочаровалась, просто там ее никто не ждет. А здесь, в Тунисе, она осталась единственной хранительницей бизертских могил русских моряков.

Смотрите также: