В N 41 "АиФ" написал о скандале в Государственном симфоническом оркестре России, которым вот уже более сорока лет руководит Евгений Федорович Светланов. Коллектив оркестра выразил недоверие своему руководителю, который последние три года, обремененный обязательствами по зарубежным контрактам, не уделяет родному коллективу никакого внимания.
ВСЕ попытки Министерства культуры (учредителя оркестра) договориться со Светлановым ничего не дали. Обмен письмами между министром культуры г-ном Егоровым и маэстро также не принес удовлетворительных результатов. Г-н Светланов, который сейчас наконец-то в России, послал министру очередное письмо с просьбой решительно вмешаться в дела Госоркестра. Министр в своем ответе справедливо заметил, что перепиской дело не решить, она затянулась, и просит Евгения Федоровича о личной встрече: речь идет о судьбе некогда знаменитого оркестра и высококлассных музыкантов, не менее талантливых, чем их руководитель (так в письме. - Авт.).
Между тем решение проблемы есть: Светланов может согласиться назначить в свой оркестр нового главного дирижера для постоянной, регулярной, столь необходимой для коллектива работы. В этом предложении нет ничего оскорбительного. Посты почетных руководителей занимали в своих знаменитых оркестрах и Леонард Бернстайн, и Джордж Шолти, и Герберт фон Караян. Но Светланов полагает, что таковая должность в условиях России невозможна, и он считает это предложение обидным. Но если и дальше обеим сторонам сохранять опасную неопределенность - оркестр развалится.
Конечно, такой музыкант, как Светланов, абсолютно вправе иметь собственные личные художественные планы, и никто не в силах им помешать. Но еще раз повторяю: его оркестр гибнет. Я неоднократно был на последних концертах этого "бесхозного" ансамбля, вынужденного выступать под управлением разных дирижеров, и с болью констатирую: от уровня некогда великого оркестра мало что осталось. Ближайшая работа маэстро - опера "Псковитянка" Римского-Корсакова в Большом театре - станет, разумеется, его новым триумфом. Но рядом... гибель некогда прекрасного симфонического коллектива. Что ж, недосчитаемся еще одной национальной культурной ценности?