Сибирский гений или злодей?

   
   

"Авторитет"

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолий БЫКОВ всегда категорически отметал все обвинения в свой адрес о причастности к криминальному миру.

Однако многие спецы из правоохранительных органов объясняют стремительное восхождение Быкова на вершину делового Олимпа как раз его связями с преступным миром.

На старте большой алюминиевой войны группа Анатолия Быкова вытеснила криминальные силы Красноярского края (в лице авторитетов Ляпы, Бороды, Петрухи, Толмача, контролировавших до 1993 года алюминиевую и угледобывающую промышленность края) на обочину жизни. Она показала себя настоящей действенной силой, способной как обеспечивать охрану КрАЗа, так и наладить работу предприятия.

Не верь, не бойся, не проси

САМ Быков милицейские изыскания называет выдумкой и фантазией. Едва войдя в заводское руководство, он всячески подчеркивал свою отстраненность от уголовных авторитетов.

И действительно, сейчас никто не может сказать о неком криминальном влиянии на КрАЗ. По крайней мере в глаза это не бросается никому. Более того, в Красноярском крае вообще наметилась устойчивая тенденция к исчезновению различных уголовных "крыш".

Предпринимательский успех Быкова окружающие его люди объясняют двумя причинами: умением формировать профессиональную команду и незаурядным характером, который помогает жить по принципу: "не верь, не бойся, не проси". Алюминиевым королем Быков стал не сразу. В начале 90-х он занялся поставкой продуктов питания на предприятия края, в том числе и на КрАЗ. К моменту ваучерной приватизации он уже имел определенный капитал, позволивший ему вместе с партнером по бизнесу Геннадием Дружининым скупить 20% акций Красноярского алюминиевого завода. Судя по всему, Быков сразу понял и принял правила игры, предложенной государством под руководством реформаторов. А потому на этом не остановился и "приватизировал" еще и 20% акций госпакета. Все было сделано изящно. Таким же образом в его руки попали 20% акций госпакета Красноярской ГЭС, Ачинского глиноземного комбината, Красноярского металлургического завода и ряда других предприятий.

Поэтому можно понять пришедшего на смену губернатору Зубову Лебедя, который, став губернатором, обнаружил: экономические рычаги управления краем отнюдь не у него.

Никто не хотел уступать

СКУПАЯ акции системообразующих предприятий края не просто так, ради спортивного интереса, председатель совета директоров КрАЗа стремился создать в Красноярском крае цельную энергометаллургическую компанию. В перспективе реализация этого проекта позволяла решить ряд проблем.

Во-первых, восстановить в производстве алюминия единую технологическую цепочку, оказавшуюся разорванной в результате проведенной приватизации; во-вторых, отсечь многочисленных посредников от реализации глинозема, угля, электроэнергии и других составляющих, необходимых для выплавки алюминия; в-третьих, платить НДС и другие налоги только за конечную продукцию - алюминий, а не на каждом отдельно взятом этапе производства.

Для этого Быков скупал не только солидные пакеты акций нужных предприятий и компаний. Применялись и более тонкие приемы. Например, он сам публично признал, что специально, сознательно пытался обанкротить "Красуголь". И после этого назначить своего управляющего.

Лебедь с этим никак не мог согласиться: в начале текущего года на руководимой им территории прошли массовые выступления учителей, врачей и других категорий населения с требованием выплатить зарплату и выполнить другие предвыборные обещания.

Губернатору стало не до долговременных прожектов Быкова, поддержавшего его на выборах. Лебедю нужны были деньги немедленно. Быков встал в позу. И зря. Рычащий от бессилия генерал воспользовался той же сомнительной тактикой предпринимателя: он стал банкротить, зачастую насильно и искусственно, контролируемые Быковым компании. Последний яростно упирался. И тогда с подачи Лебедя в Красноярск прибыла огромная комиссия МВД во главе с генералом Колесниковым.

Арестант или депутат

СЕГОДНЯ краевая администрация не без помощи правоохранительных органов активно прибирает к рукам прибыльные предприятия финансово-промышленной империи Быкова. Схема стандартная: уголовное преследование руководителей с последующим запуском процедуры банкротства компаний.

Не стал исключением и сам "алюминиевый король". 18 августа и 16 сентября и. о. прокурора Назарьевского района составил постановления о привлечении всесильного Быкова к уголовной ответственности по факту пособничества в убийстве назарьевского предпринимателя и по факту незаконного отмывания и легализации финансовых средств. Нашелся и некий уголовник по кличке Татарин, который будто бы готов дать показания на Быкова как заказчика ряда убийств.

Что будет дальше - покажет время. Пока председатель совета директоров КрАЗа хорохорится, ругает бывшего друга Лебедя с его патроном Березовским. В ближайшее время он надеется вернуться в Россию и разобраться с красноярским губернатором. А к выборам президента Быков может оказаться и вовсе необходим тем, кому нужно будет "завалить" Лебедя. Завалить, разумеется, политически.

Более подробный материал о возможной связи А. Быкова с криминалом читайте в "АиФ. Разбор" N 20.

Смотрите также: