Московским слезам провинция не верит

   
   

НОВЫЙ фильм известного режиссера и депутата Госдумы Станислава ГОВОРУХИНА "Ворошиловский стрелок" московские газеты восприняли неоднозначно. Одни критики (а их большинство) картину ругают, обвиняя режисcера в призыве к насилию. Другие, наоборот, называют фильм "народным кино" и прочат ему будущее говорухинского "Места встречи изменить нельзя".

НО СУДЬБУ фильма решают не критики (которых, как признался корреспонденту "АиФ" сам Говорухин, он не любит чуть меньше, чем комаров), а зрители. Причем не столичные, избалованные почти ежедневными кинопремьерами, а провинциальные. Чтобы узнать их мнение, наш корреспондент отправился на премьеру "Ворошиловского стрелка" в Анапу.

Все билеты (по ценам, в 5 раз превышающим привычные 10 рублей) на предстоящую премьеру в 400-местном кинотеатре "Октябрьский" были распроданы за несколько часов. О таком зрительском ажиотаже в Анапе давно забыли. В местных кинотеатрах демонстрируют лишь фильмы, которые есть в областной фильмотеке. За несколько дней до "Ворошиловского стрелка", например, при почти пустом зале показывали "В шесть часов вечера после войны". Картина Балабанова "Брат" вызвала интерес всего у четверых анапцев.

На афише "Ворошиловский стрелок" обозначен как остросюжетная драма. Москвичи, кстати, смотрели фильм именно как драму и всерьез сопереживали героям. В Анапе на протяжении всей картины в зале то и дело раздавался смех. Женщины одобрительно посмеивались над репликами героини Ирины Розановой о том, что "мужики всегда виноваты". Веселье у мужской половины зала вызывали милиционеры, допрашивающие троих подонков-насильников, и соленые словечки героев. (Правда, не все представители сильного пола досмотрели фильм до конца. В зале было душно, и некоторые из них предпочли новому детищу Говорухина холодное пиво.)

Когда дед в исполнении Михаила Ульянова хладнокровно кастрировал насильников внучки, сидящие рядом со мной школьницы восхищенно переговаривались: "Классный дед, да?"

Атмосфера в зрительном зале напоминала большую кухню, на которой собрались члены одной семьи, не стесняющиеся почти в полный голос комментировать происходящее на экране. Во время некоторых эпизодов супружеские пары едва не ругались. Так, поведение отца одного из насильников в исполнении Александра Пороховщикова, который в начале вызволяет сына из кутузки, а потом вызывает его же на допрос в свой кабинет, кажется, поставило под угрозу прочность одной из семей. Супруг, судя по всему, разделял взгляды героя Пороховщикова на воспитание, в то время как его вторая половина гневно восклицала: "Но он же отец! Может, тебе тоже наплевать на собственного сына? Может и на меня тебе наплевать? Нет, ты скажи, скажи!"

Другая пара обсуждала костюмы героинь: "Ничего дубленочка, правда? Откуда она ее привезла-то? Из Турции? Ой, ты посмотри на ее ноги! Надо ж было колготки надеть, а?"

Появление в кинотеатре по окончании фильма Станислава Говорухина зрители приветствовали, как раньше писали, "долгими и продолжительными" аплодисментами. Некоторые хлопали стоя.

"Ну и что мы будем делать?" - спросил Говорухин у публики. "Как что? Продолжать веселиться", - выкрикнул кто-то из зала. "Да, это, пожалуй, моя первая комедия", - согласился режиссер. То, что фильм не восприняли как драму, его не смутило.

На вопрос о том, что он хотел сказать этим фильмом, Говорухин отвечать отказался: "Я снимал картину для своего зрителя. А вы, раз ничего не поняли, к ним не относитесь. И вряд ли что поймете". Безответным остался и вопрос о том, во сколько обошелся фильм. "Это коммерческая тайна. Я и сам этого не знаю", - сказал Станислав Сергеевич. Кстати, "Ворошиловский стрелок" был снят всего за 2 месяца во время депутатского отпуска режиссера.

"Спасибо за то, что деда оставили живым, - крикнул из зала, судя по всему, ровесник Ульянова. - Смешное у вас кино получилось. Вы думаете, оно что-то сможет изменить в нашем государстве?" Говорухин ответил, что никаких иллюзий не испытывает, но чувству собственного достоинства у народа давно пора проснуться. И своим фильмом он хотел приблизить этот момент.

"Сколько можно снимать такие грустные фильмы? - спрашивала пожилая женщина. - Мы и без того встречаемся с несправедливостью каждый день. Нам очень тяжело. Не надо показывать этого". Ее сосед, наоборот, был от "Ворошиловского стрелка" в восторге: "Хорошее кино. Пусть эти гады видят, что и на них есть управа. Жалко, что дед не перестрелял этих подонков". Молодая женщина обратилась к Говорухину с вопросом: "У меня растет дочь. Я обязательно покажу ей ваше кино. Как мне уберечь ее от такой же ситуации?" Кто-то из зрителей ответил за Станислава Сергеевича: "Как уберечь? Ружье купи!"

Под конец встречи юноша, представившийся студентом юридического института, сказал, что в картине работа милиции показана неправдоподобно: "Допрос подозреваемых разрешается вести только в отделении милиции, а не на месте преступления, как снято у вас. И вызволить сына из КПЗ никакой папаша никогда бы не смог. Будь он полковником или даже генералом".

Единственным, кто понравился будущему юристу, стал следователь в исполнении депутата Госдумы Владимира Семаго. "Такие, к сожалению, и правда бывают". Закончил свою речь придирчивый зритель неожиданно - попросил Говорухина снять фильм о Ельцине и его семье.

Смотрите также: