СТОЛИЦА России видела множество соревнований самого высокого ранга, но никогда раньше не принимала финалов европейских кубковых турниров. Именно поэтому прошедший на прошлой неделе решающий поединок за Кубок УЕФА между французским "Олимпиком" и итальянской "Пармой" собрал 66 тысяч зрителей, хотя встречались и не российские команды. Это 41-й показатель по посещаемости среди всех 204 финалов ХХ века. Отличный дебют!
На игру покушались трижды
ПРИГЛАСИТЬ к себе финал еврокубка - крайне престижно, а в западных странах еще и почти всегда прибыльно. К тому же подобная акция очень часто является заявкой на более грандиозные проекты - организацию чемпионатов мира или Европы. Борьба за финалы идет нешуточная, и, конечно, западные страны крайне не заинтересованы, чтобы в нее вмешалась Россия с обновленными, суперсовременными "Лужниками".
На московский финал покушались трижды. Сначала протестовал генсек УЕФА Герхард Айгнер, инкриминировавший нам разгул преступности, мафиозные разборки и т.п. К нему не прислушались. Затем шум подняли французы. "Олимпик" потребовал лишить Москву матча, ссылаясь на "антизападные и антифранцузские, в частности, настроения в России", вызванные действиями НАТО в Югославии и "неблагоприятным геополитическим климатом". УЕФА снова проявил твердость.
Самую серьезную атаку предприняла фирма "Тим Эйдж" - официальный представитель УЕФА по организации подобного рода игр, выдвинувшая целый ряд претензий. По мнению руководства компании, в России, во-первых, слишком долго растаможивают специальный груз, который необходимо привезти на матч; во-вторых, могут по дороге ограбить контейнеры; в-третьих, взимают большую таможенную пошлину; в-четвертых, "Шереметьево" - средний по европейским меркам аэропорт и не справится с большим потоком туристов; наконец, в-пятых, въездные визы для болельщиков слишком дорогие и выдаются с обилием формальностей. Ну и плюс ко всему политическая нестабильность. Однако УЕФА во главе с президентом Леннартом Юханссоном был непреклонен - только Москва! (В немалой степени этому способствовали бурная деятельность мэра Юрия Лужкова, горячо отстаивавшего "Лужники" на всех этапах обсуждения, и личные связи президента РФС Вячеслава Колоскова. Московский финал - во многом их заслуга.) Уже после матча представители "Тим Эйдж" принесли Российскому футбольному союзу и московским властям официальные извинения. По общему мнению, "Лужники" выдержали серьезный экзамен на "отлично". Даже газон, к которому всегда было немало претензий, по оценкам тренеров Малезани и Курбиса, оказался на вполне приличном уровне. Четко отработали 4,5 тысячи милиционеров и омоновцев, не допустивших ни одного инцидента и (что у нас редкость) достаточно вежливо и корректно обращавшихся с журналистами и болельщиками. Неплохо была налажена торговля съестным и сувенирами, которые продавались по смешным для европейцев ценам. Кстати, их ассортимент был вполне приемлемым: футболки, бейсболки и брелки с символикой УЕФА, флажки стран-участниц, разнообразные дуделки, значки... Чистопольский часовой завод успел выпустить наручные часы с логотипами "Олимпика" и "Пармы", которые пользовались немалым спросом и среди наших, и среди иностранцев.
Особенности национального "боления"
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство российских болельщиков, собравшихся в "Лужниках", симпатизировало "Парме". Во-первых, у нас всегда переживают за менее именитых ("Олимпик" - клуб с традициями, а "Парма" только в 90-х годах вышла на большую арену). Во-вторых, именно французы пытались "убрать" встречу из Москвы. В свое время в полуфинале Кубка чемпионов-91 Марсель вывел из борьбы столичный "Спартак"; с "Пармой" же у "спартачей", напротив, дружеские отношения, поскольку именно эта команда приехала на прощальный матч Федора Черенкова в 94-м году. Красно-белых в "Лужниках" было предостаточно, и они отчаянно поддерживали давних итальянских приятелей. Наконец, примешался и политический момент - Югославия. Итальянцы, хотя их военные базы используются для налетов на Белград, все-таки в отличие от французов заводили речь о прекращении огня.
Драк ни на стадионе, ни за его пределами не произошло - милиция и ОМОН умело развели противоборствующих фанатов. Наши же болельщики одинаково приветливо отнеслись и к тем, и к другим: помогали найти нужный сектор, вместе фотографировались, менялись шарфами и вообще всячески демонстрировали гостеприимство.
Французы почти поголовно приобретали традиционные шапки-ушанки, итальянцы больше нажимали на матрешек в виде российской политической элиты. Опросив пару десятков человек, удалось выяснить, что наибольшие восторги у них вызвали Кремль и... памятник Петру Великому работы Церетели, а недовольство - погода и проблемы в обмене лир и франков на рубли: в связи с известными событиями многие обменные пункты были просто закрыты.
В выигрыше "Парма" и "Лужники"
С ФИНАНСОВОЙ точки зрения мы богаче не стали, хотя в развитых европейских странах подобные мероприятия очень прибыльны. Все дело в низких ценах на билеты, выручка от которых, кстати, делится между стадионом (10%), командами-участницами (по 25%) и РФС. "Лужники" передали свою долю городу, возместив бюджетные затраты на матч; РФС, по словам Колоскова, тоже всего лишь покрыл расходы на подготовку стадиона, обслуживание делегаций, транспорт и т.д., хотя и получил от УЕФА 1 350 000 швейцарских франков "подъемных". Но ведь есть еще и престиж! Пятьдесят телекомпаний сделали и стране, и Москве, и "Лужникам" колоссальную рекламу, а г-н Юханссон даже предложил нам подать заявку на чемпионат Европы -2008! Вот только для него потребуется как минимум 6 стадионов пятизвездочного лужниковского уровня и нужно еще 6 Лужковых, чтобы их построить...
Смотрите также:
- СРЕДНЯЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО "СПАРТАКА" ВЫШЕ, ЧЕМ У "РЕАЛА", "ВЕРДЕРА" и "НАНТА". Наконец-то мы обскакали Запад! →
- ПРОГНОЗ "АиФ". Футбольное завтра →
- Оплеуха для максималистов →