В ГЕРМАНИИ любят свой фестиваль, можно даже сказать, обожают. Еще бы, количество звезд сравнивается с задирающими нос Каином и Венецией, а уж фильмов-то явно привозится больше, чем на двух этих фестивалях, вместе взятых. Но самое главное, есть замечательная возможность демонстрировать свои собственные национальные кинодостижения.
В Германии считают, что подоспела новая волна авторов, которую те же французские снобы (в Каннах, разумеется) не хотят замечать.
ОТСЮДА совершенно замечательный пассаж директора Берли-нале Морица де Хальдена в интервью "Фильм фран-сез": "Если Канны будут продолжать игнорировать немецкую продукцию, как это было в 1998 г., мы будем очень строги в следующем году". Берлин обещает серьезно сократить участие французов в своей программе.
Может быть, в связи с этим в кулуарах фестиваля ходили слухи (впрочем, вызывающие сомнения в их подлинности), что самая громкая немецкая картина этого года - "Эмс и Ягуар", показанная на открытии Бер-линале, была как раз отвергнута уже для каннского конкурса этого года. В основе картины реальная история любви двух женщин в годы Второй мировой войны - добропорядочной арийки Лили Вуст и еврейки Фелис Шра-гинхайм. Перед изумленной публикой, любящей, впрочем, театральные эффекты, на премьере предстала живая 85-летняя Лили Вуст. Актрисы Джулиан Келлер и Мария Шрайдер получили "Серебряных медведей" за лучшие женские роли.
Пожалуй, самым большим сюрпризом последнего Берлинского фестиваля стало триумфальное возвращение в строй действующих американского режиссера Теренса Малика с фильмом "Красная тонкая линия" (Гран-при фестиваля "Золотой медведь"). Малик растворился в небытие на 20 лет. Чтобы чудесным образом вернуться в кино с трехчасовой военной суперэпопеей, стоящей 50 миллионов долларов и снятой по роману Джеймса Джонса "Отсюда - в вечность".
Интерес к восточно-европейскому и, в частности, кинематографу бывшего Советского Союза остался прежним. До большого конкурса теперь редко кто добирается, но и в конкурсе короткометражек мы иногда оказываемся в порядке.
Семь лет не снимал талантливый Сергей Овчаров, автор "Оно", "Левши" и "Барабаниады". Дал ему сейчас один банк немного денег. Чуток. Но Овчаров и на эти деньги снял 10-минутного "Фараона" и отхватил "Золотого медведя" за лучшую короткометражку.
Чудной у него получился фильм: про историю и про наше время, а в одной из ролей снялся небезызвестный Николай Фоменко.
Приз Международной ассоциации киноклубов "Дон Кихот" в программе "Форум" достался режиссерскому дебюту Петра Луцика "Окраина". Фильм, прямо-таки заряженный энергией и памятью о нашем кино 30-х годов, многих напугал в Москве. Боятся его телеканалы.
А директриса "Форума" Эрика Грсгор прямо специально встречала Петра на входе в кинозал: "Вот вы какой. Культурный. А кино-то дикое сделали".
Другой наш автор, Александр Рогожкин, прославившийся своими черными разрушительными фильмами начала 90-х годов "Чекист" и "Караул", пройдя через период комедий типа "Особенности национальной охоты", прибыл в "Панораму" нынешнего Берлина с психологичным и почти бессобытийным "Блок-постом". Один из критиков "Берлине? моргенпост" назвал фильм "Блок-пост" лучшей лентой фестиваля.
Неслучившейся историей нынешнего Берлинского кинофестиваля стал неприезд Александра Сокурова. Говорят, его полнометражный игровой фильм про отношения Гитлера и Евы Браун пришелся не совсем ко двору в здешнем конкурсе. Зато, как говорят, он пришелся впору одному суперфестивалю на Лазурном берегу. Поживем - увидим.
Смотрите также:
- ПРИЗ ФИПРЕССИ - РОССИЙСКОМУ ФИЛЬМУ. Какое кино смотрит Канн →
- Александр Стриженов станцевал стриптиз →
- За "львами" в Венецию →