Конвой под стражей

   
   

КОГДА на задержанных "КамАЗах" МЧС России спасатели подняли флаги, венгерские таможенники схватились за рации. Еще спустя минуту выставили оцепление - вдруг русские пойдут на прорыв. По местному венгерскому радио передали - на границе стоят российские войска...

НАСТУПИЛА ночь. Сотня людей мерзла в машинах с заглушенными двигателями, без еды, без горячего чая. О том, что гуманитарный конвой не пропустят, не знали только русские. Накануне на таможню Захонь из Будапешта прибыло подкрепление - полсотни человек в форме таможенников. Обслуга на таможне, включая уборщиц, демонстрировала свой "патриотизм". Им сказали, что русские везут военную технику. Венгры преувеличенно громко смеялись и "отважно" требовали 50 форинтов с каждого, кто пытался воспользоваться туалетом и умывальником.

Наконец дождались. Сначала все грузовики были расценены как военные, потом - только 5. Это те "КамАЗы", кабины которых укрыты бронью для защиты водителей. Обычно эти грузовики пускались впереди колонны, когда гуманитарный конвой едет по территории, где ведутся боевые действия.

Потом не понравились "вездеходовские" колеса на 31 "КамАЗе". Дескать, это и есть военные грузовики. "Ну, тогда у нас в России при нашем бездорожье в глубинке все машины военные!" Снова тянется время - потом опять новые требования. Дескать, пусть посол поручится от имени российского правительства, что вся техника немедленно вернется из Югославии назад. А автозаправщики с горючим пусть возвращаются в Россию или платите за каждый литр по 115 форинтов и везите с собой, но при условии, что ни литра солярки на территории Венгрии использовано не будет. И так до бесконечности. Круглосуточно. Два дня подряд.

В ближайшем кафе бармен с порога предупреждал: "Мне сказали, чтобы я русским пиво, водку не продавал. Нельзя! Ничего нельзя!" А ничего и не нужно было. Привычные ко всему спасатели брились, смотрясь в боковое зеркало "КамАЗа", ели походную кашу, примостившись на обочине, в рот не брали спиртного и со спокойной уверенностью готовили машины к дальнему рейсу.

Пока политики и дипломаты выясняли отношения, народная дипломатия делала свое дело. Уже не требовали денег за туалет и открыли душ, и даже делились кипятком со спасателями те, кто прибыл "охранять от них" Венгрию.

В четыре утра гуманитарный конвой пересек границу Югославии. Его встретила молодежь из Общества Красного Креста приграничного города Суботица. Речи не произносились.

Смотрите также: