Табаков стал продюсером секса

   
   

ВОПРОСОМ о том, каким будет театр ХХI века, не задается только самый ленивый из театралов. В "Табакерке" на него, кажется, уже нашли ответ, выпустив спектакль "Секс, ложь и видео" по пьесе Стивена Содберга в сценической редакции Антона Кузнецова (перевод Ольги Рейзен).

В 1989 г. одноименный фильм Стивена Содберга пользовался у нас большой популярностью. "Его успех был определен не только поисками нового языка на стыке кино и видео, но и прозорливостью художника, чутко уловившего социально-психологические перемены в обществе". Если перефразировать эту цитату из программки к спектаклю, то успех постановки определен поисками нового театрального языка во время засилья видео и прозорливостью режиссера, затрагивающего темы, которые волнуют всех, но о которых говорить вслух все еще не принято. Несмотря на то что премьера состоялась не вчера, ажиотаж вокруг нее не утихает, и достать билеты по-прежнему непросто.

Что же привлекает публику? Во-первых, имя Стивена Содберга и название его скандальной пьесы. А во-вторых, имя исполнительницы одной из главных ролей - Марины Зудиной, в очередной раз демонстрирующей свое актерское мастерство. Вместе с ней на сцену "Табакерки" выходят и совсем молодые актеры - Луиза Хуснутдинова, Ярослав Бойко и приглашенный актер театра "Ленком" Максим Виторган. Его работа - тоже большая удача спектакля.

Действие разворачивается в весьма скромных декорациях (сценография француза Джулио Лиштнера), в которых главное место занимает озвученное голосом Алексея Золотницкого видео. Оно участвует в спектакле наравне с артистами. Именно на видео герой Максима Виторгана записывает откровения своих подруг об их первом сексуальном опыте, впечатлениях и ощущениях. Реакция публики на слова "оргазм", "мастурбация" - это отдельная история. Этакий спектакль во время спектакля. Кто-то стыдливо опускает голову, кто-то, наоборот, с еще большим интересом начинает наблюдать за происходящим.

Отец - основатель театра принимает участие в спектакле в несколько непривычном для себя качестве: Табаков стал продюсером "Секса, лжи и видео". Что и говорить, ХХI наступает!

"СЕКС, ЛОЖЬ И ВИДЕО" , Театр под руководством Олега Табакова. Следующий спектакль - 1 февраля MMM.

Вульф вызвал "... дождь"

КОГДА телевизионные звезды берутся за перо, популярность их работ (далеко не всегда заслуженная), как правило, гарантируется частым мельканием их авторов на телеэкране. "Театральный дождь" Виталия Вульфа - исключение. Благодаря тому что голос критика известен всем, при чтении книги невольно создается впечатление беседы.

В своих заметках и эссе Вульф рассказывает и о знаменитостях - Галине Улановой, Нине Тимофеевой, Татьяне Лавровой, Марине Нееловой. И о неизвестных широкому читателю личностях - например, русских эмигрантах Петре Шарове, которого называли "нидерландским Станиславским", Григории Хмаре. Великолепны эссе о Марине Цветаевой, которую Вульф показывает через свои разговоры с Юрием Завадским, Анастасией Зуевой, о Святославе Рихтере.

Одно из достоинств "Театрального дождя" - легкость, с которой Виталий Яковлевич повествует о своих героях. Глава об Ольге Чеховой - племяннице Ольги Книппер-Чеховой и первой жене великого актера Михаила Чехова, ставшей любимицей Гитлера, настолько захватывающа, что читается на одном дыхании. Кроме портретов выдающихся деятелей российской культуры "Театральный дождь" содержит весьма острые рецензии и статьи-размышления о сегодняшнем театре и эстраде.

Автор не пытается показать себя всезнающим - в главе о Лидии Драновской он признается, что, когда в Нью-Йорке его спросили об этой актрисе, он не смог ответить на вопрос, так как ничего о ней не знал. Имен многих героев "Театрального дождя" мы тоже не знали. И благодаря книге у нас теперь есть возможность восполнить этот пробел и получить при этом громадное удовольствие.

В. ВУЛЬФ. "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДОЖДЬ" MMM, "Знание".

Ностальгия по настоящему

ЛЮБИТЕЛИ скрипичной музыки, особенно поклонники незабвенных мелодий Фрица Крейслера, хорошо знают профессора Грача по его сольным выступлениям. Эдуард Грач унаследовал лучшие традиции русской советской скрипичной школы и щедро делится ими со своим громадным (по числу студентов) классом в Московской консерватории. На базе его студенческой команды и был организован камерный оркестр "Московия", которому поклонники виртуозной скрипичной игры долго аплодировали в рецензируемый вечер. Программу Эдуард Грач и его музыканты составили на все вкусы: от Баха до Гершвина, от Моцарта до Эллингтона. Все это были небольшие пьесы, так что концерт носил эстрадный, в лучшем смысле этого слова, характер.

Конечно, профессору и его оркестрантам легко устраивать то, что у музыкантов называется "праздником струнных". Все скрипачи ансамбля - лауреаты международных конкурсов. Они в основном еще учатся в консерватории или работают там ассистентами у профессора, или стажируются на оркестровой кафедре. А это значит, что, в отличие от других профессиональных оркестров, музыканты "Московии" беспрерывно находятся в отличной профессиональной форме. Ведь им нужно играть на экзаменах, зачетах, конкурсах и т. д. Несколько слов о программе концерта. Она немного напоминала "Салат ассорти по-американски". Конечно, составление такой программы требует строгого отбора и безупречного вкуса. Любители поэзии обратили внимание на заголовок статьи, взятый из знаменитого стихотворения Андрея Вознесенского. Сам Андрей Андреевич принял участие в концерте и прочел несколько своих стихотворений, к сожалению, без музыкального сопровождения. Он ведь здорово читает под музыку. В тот вечер знаменитый поэт грешил скороговоркой, что снижало эффект его распевной декламации. По-прежнему убедительно прозвучало только стихотворение "Тишина".

С точки зрения музыки изумительно прозвучала увертюра к оперетте Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Незаметно было даже отсутствие духовых инструментов в оркестре. Сам Эдуард Грач блеснул в сюите из бродвейского мюзикла "Скрипач на крыше".

Что касается вещей чисто джазовых, меня несколько огорчили аранжировки одного из музыкальных руководителей канала "Культура" Валентина Терняевского. Он сам играл партию фортепьяно и добавил прямолинейности к своему же оркестровому письму. Но это частность. Вообще ансамбль "Московия" под руководством Эдуарда Грача еще раз убедительно доказал, что, пока существуют Московская консерватория и ее струнная профессура, в этом вопросе мы, безусловно, первые в мире.

Ансамбль "МОСКОВИЯ" MM, Большой зал консерватории, следующий концерт - в феврале.

Наивный стрелочник

В ГАЛЕРЕЕ "Дар", уже десять лет опекающей отечественный "наив", проходит персональная выставка Александра Суворова. Простые и радостные картинки деревенского художника-самоучки обладают замечательными психотерапевтическими свойствами. Они способны поднять настроение, улучшить пищеварение, успокоить нервную систему и избавить от суетливости. Мирные, идиллические пейзажи и сценки сельской жизни дают ощущение уюта и неприхотливой, нетребовательной полноценности бытия. То, что проповедовал древнеримский философ Сенека, говоря, что "радость никогда не разлучится с тобой, если она заключена в тебе самом", выражено у Суворова в наглядной пластической форме. Экспозиция включает живопись и раскрашенную деревянную скульптуру.

За свою долгую и непростую жизнь Александр Суворов редко выбирался за пределы райцентра и деревушки Волноги, что стоит на реке Нерли. Занимался хозяйством, работал на Савеловской железной дороге сцепщиком и стрелочником. Как о художнике о нем узнали после того, как в калязинской газете появилась статья. Есть, мол, такой самородок из народа. С того момента работы Суворова поучаствовали во множестве выставок. В том числе в Триеннале наивного искусства в Братиславе, выставках в Немецком культурном центре им. Гете и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Галерея "Дар" провела несколько его "персоналок". Нынешняя экспозиция входит в цикл выставок "Никогда не поздно!" в рамках программ ЮНЕСКО по проведению Года пожилых людей. К сожалению, Александр Суворов умер два месяца назад. Ему было восемьдесят шесть лет. "Его работы греют, как русская печка, - считает директор галереи Сергей Тарабаров, - независимо от того, что именно изображено. И даже если это зимний пейзаж, в живописи Суворова всегда царит лето".

Александр Суворов. "Простые вещи" MMM, галерея "Дар", до 5 февраля.

"Тарантино им. Горького"

ФИЛЬМ Никиты Хубова "Игра в браслетах", снятый на студии им. Горького, - очередная "проблемная" картина о подрастающем поколении. И проблемы там - не приведи Бог. Почти что философские. А также фрейдистские. Есть и нравственные проблемы, но они главного героя мучают только в самом начале фильма. Потом начинаются такие навороты, что уже не до нравственности.

Мальчик Дато достигает половой зрелости. И его в связи с этим очень интересует одна девочка. А девочка - та еще штучка: ей приключения нужны и неординарные личности. На таковую мальчик Дато вроде бы не тянет. Поняв, что кудри и бархатные глаза тут скорее всего не покатят, шустрый мальчик завлекает девочку... наручниками. И добивается своего. Наручники ведь - такая загадочная штука, сколько в них намеков, приманок для детско-юношеских фантазий! Тут и всякие садо-мазо номера, и туманные очертания чего-то противозаконного, скабрезного, а стало быть, сладкого...

Да, забыл сказать: на мальчика-то тем временем серьезно положил глаз криминальный авторитет по кличке Господин (Сергей Тарамаев) - педрила-мученик, сколотивший из детей настоящую шайку отморозков.

О том, что там дальше происходит, даже и рассказывать-то неохота. Вообще - этот фильм как-то удивительно некстати. От родного криминала не знаешь куда спрятаться, с лицами кавказcкой национальности отношения хуже некуда, а тут еще кино про юных кавказских подонков. Мразь, конечно, не имеет национальности, тем более что Господин, кажется, русский, а палач его - и вовсе Китаец, но все-таки кавказский темпераментный гонор в сочетании с этими обстоятельствами особенно раздражает. Впрочем, ненатуральный психологизм картины раздражает еще больше. Ужасно не хочется выступать хулителем и назидателем, но смотреть "Тарантино им. Горького" для детей старшего школьного возраста тоже не хочется.

"ИГРА В БРАСЛЕТАХ" M. Смотрите на видео.

Смотрите также: