Назарбаев выторговал лояльность США

   
   

ТРИ международные нефтяные компании "Мобил", "Шеврон" и "Шелл" подписали соглашение с правительством Республики Казахстан о разработке технико-экономического обоснования по строительству нефтегазопровода через Каспийское море и Азербайджан в турецкий порт Джейхан. Таким образом, многолетняя мучительная борьба между администрацией США и здравым экономическим смыслом увенчалась победой американцев.

США добивались утверждения именно этого маршрута,

поскольку очень не хотели, чтобы нефть пошла по территориям России или Ирана. Турция - единственная страна в этом регионе член НАТО.

Мировые информационные агентства уже успели раструбить на всю вселенную об очередной, пусть и небольшой, но победе Вашингтона во внешней политике. Истинная правда - победа эта чисто политическая. Экономикой тут и не пахнет. Ни один здравомыслящий эксперт не подписался под документом, утверждающим перекачку черного золота

по такому маршруту. Дороговизна строительства плюс далеко не гарантированная безопасность транспортировки нефти из Баку в Джейхан заставляют экономистов криво ухмыляться. Даже навскидку ясно: перспективы эксплуатации нефтепровода могут в дальнейшем привести не просто к нерентабельности проекта, но и попросту к его закрытию. Кто же будет покупать нефть дороже мировых цен?

Но скорее всего столь большие деньги тратить и не придется. Обойдутся всего лишь

20 миллионами. В такую сумму выйдет подготовка технико-экономического обоснования проекта. Думать над обоснованием будут 15 месяцев. Но и на этом дело не закончится. По сей день ведущие транснациональные компании, в том числе такие "монстры", как "Бритиш Петролиум", "Амоко", "Эксон", еще не давали своего согласия по поводу географии маршрута. А если они скажут свое весомое нет, то вряд ли кто-то сможет заставить их поступить иначе.

Администрация США, чтобы все-таки убедить компании согласиться с выбором этого маршрута экономическими рычагами, отклонила ходатайство американских компаний о разрешении обмена каспийской нефти на иранскую. То есть такая схема: трубу проводят в Иран на деньги нефтемагнатов. Иран ее принимает и перерабатывает для своих нужд. А компании получали бы взамен сырой продукт, добытый в Иране, для продажи на мировом рынке. Вашингтону абсолютно невозможно допустить такой расклад:

любое снижение объемов транспортировки каспийской нефти - это смертный приговор проекту. Тут еще Саудовская Аравия, располагающая самыми большими и дешевыми в добыче запасами нефти в мире, объявила о готовности открыть страну для иностранных инвестиций в этот сектор экономики. Такой поворот событий может привести к сокращению денежных потоков в Каспийский регион. А здесь и без того себестоимость добычи выше.

Есть еще одна опасность для маршрута к

турецкому Джейхану. Труба должна будет пройти по территории, которую контролируют курды. А они уже выразили свое неудовольствие строительством нефтепровода. И пообещали устроить всякого рода неприятности. Понятно, что под неприятностями понимаются обыкновенные теракты.

Может показаться, что и в Вашингтоне, и в Астане, и, кажется, даже в Москве пришли к выводу, что в наше сугубо меркантильное время возникают ситуации, когда на деньги следует наплевать.

В Астане, где демократические процессы в стадии становления, устали от перманентных замечаний из-за океана по поводу и без такового. Казахстан ищет способы остановить потоки негативных заявлений в свой адрес. В Москве, кажется, и вовсе все "запущено".

На самом деле это не совсем так. Деньги считают. Все главные действующие лица вполне довольны. США в очередной раз удовлетворяют свои амбиции. Казахстан взамен получит передышку для того, чтобы спокойно,

без нажима продолжить строительство демократического государства. А Россия сделает вид обиженной стороны и получит сразу несколько выгод. Потеряв не очень большие деньги на нефтепроводе Баку - Джейхан, она не потеряла теплых отношений с администрацией Клинтона, что сулит хорошие дивиденды в будущем. К тому же "провинившегося" перед дружественным соседом президента Назарбаева будет легче уговаривать. С ним все-таки России жить еще семь лет. За это

время найдется не один повод испытать лояльность центрально-азиатского барса.

Смотрите также: