Как "отремонтировать" голос

   
   

ГЛАВНЫЙ врач поликлиники Большого театра, заслуженный врач России Дмитрий Михайлович МАРЬЯНОВСКИЙ рассказал о том, как однажды во время спектакля "Орлеанская дева" Маквала Касрашвили, упав с качелей, сломала плечо. Благодаря оказанной медпомощи она смогла допеть оперу до конца.

ЗА 5 МИНУТ ДО КОНЦЕРТА

В ДРУГОЙ раз старания дежуривших врачей и собственное мужество позволили Дмитрию Бегаку дотанцевать "Спартак"... со сломанным пальцем на ноге. А представьте, если у оперного артиста вдруг пропадает голос буквально за 5 минут до начала спектакля! ЧП, но не самое редкое. Такое, например, произошло с Еленой Образцовой, которая должна была петь Марину Мнишек в "Борисе Годунове" и заменить которую было некем. Доктор поликлиники Большого Зоя Изгарышева

буквально сотворила чудо, за пять минут ликвидировав последствия кровоизлияния в голосовую связку. Кстати, дирижер, после спектакля выразивший восхищение пением Образцовой, так в эту историю и не поверил.

Нечто подобное случилось как-то и с Ириной Понаровской. Тогда врач поликлиники выехал на ее концерт, и тот состоялся. К специалистам этого лечебного учреждения обращались и обращаются певцы, которые избегают выступлений "под фанеру". В кабинете фониаторов

побывали Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Елена Камбурова, кабаре-дуэт "Академия" в полном составе. Приходят сюда и дикторы телевидения, и ораторы из Госдумы, и вузовские лекторы.

Часть врачей поликлиники Большого театра постоянно дежурит за кулисами во время действия: два терапевта (один для артистов, другой для зрителей), ЛОР-специалист, если идет опера, и хирург, если на сцене балет, плюс фельдшер и массажист. И, к сожалению, не всегда эти дежурства

проходят спокойно.

- Между прочим, таких лечебных учреждений, как наше, - говорит Дмитрий Марьяновский, - нет больше нигде в мире: ни в Ла Скала, ни в Грандопера, ни в Метрополитен-опера. Наши врачи отличаются от своих коллег в обычных поликлиниках тем, что досконально знакомы со спецификой работы артистов, знают каждого артиста, у которого есть проблемы со здоровьем, причем в динамике, знают его возможности. Им даже известны его образ жизни, бытовые

условия, и это помогает в выборе тактики лечения. Мы принимаем порой решения, которые коренным образом отличаются от решений обычного врача в той же ситуации. Например, когда я работал в цирке, то позволял выходить на арену Владимиру Арзуманову - тот спускался с высокой башни на манеж по канату, стоя на голове, - даже если у того было давление 180 на 100. Никакой другой врач, кроме врача циркового, этого бы не допустил. А я просто знал, что у дяди

Володи такое давление держится уже лет 30 и он его не замечает, организм приспособился. И плохо ему будет не тогда, когда он станет выступать, а тогда, когда я не разрешу ему этого делать. Дядя Володя прожил долгую нормальную жизнь.

"НОРМУ" НЕ ДОПЕЛИ...

- Дмитрий Михайлович, а когда к вам попадают зарубежные звезды, им не страшно оказаться в руках незнакомых русских врачей?

- Они нам доверяют абсолютно. Бывает, что мы их побаиваемся, поскольку переводчик может неточно донести до нас слова больного, а это может сказаться на диагнозе и лечении. Но вот после последнего приезда к нам Ла Скала его администратор в знак благодарности за помощь их артистам прислал потом в поликлинику ящик отличного итальянского

вина...

Немного поскромничал Дмитрий Михайлович, говоря о помощи артистам итальянской оперы вообще. Как-никак пациентками его врачей были и сама Монтсеррат Кабалье, и знаменитая Кассотта из Миланской оперы. Правда, к последней применять экстренные меры врачи не рискнули, все-таки иностранка, и неизвестно, как бы отреагировал не знакомый медикам организм на тот или иной препарат. Так что "Норму" Кассотта не допела...

И еще доктор Марьяновский удовлетворен

тем, что ему ни разу не пришлось ставить артисту Большого театра диагноз, который звучал бы как приговор его артистической карьере. Это значит, что поликлиника работает нормально и всякая болячка "ловится" врачами на самом начальном этапе. И текучести кадров здесь почти нет, несмотря на самую маленькую зарплату медперсонала по Москве. Впрочем, это как раз объяснить легко. И билетеры, и контролеры, и работники других цехов, один раз войдя в Большой театр, стараются его не покидать.

Смотрите также: