Какой демократ не мечтает стать начальником

   
   

"Демократия - худшая из всех политических систем, но лучшей не дано". Этот афоризм, ошибочно приписываемый Уинстону Черчиллю, в действительности принадлежит Николаю Бердяеву. Ему же, Н. Бердяеву, принадлежит и еще один афоризм: "Демократия - есть строй, когда еще не знают, кого слушаться, но уже знают, кого не слушаться".

Именно такой период переживаем мы сейчас в самой его гипертрофированной форме. Уже выросло целое поколение, кому не заморочишь голову разговорами о коммунизме. Но оно, это поколение, пока не готово к сплочению и осознанию себя единым целым. Отсюда постоянная грызня между демократами, отсутствие среди них единого лидера. Их имена известны.

СЕРГЕЙ КИРИЕНКО. Четыре месяца практически был во главе государства, вошел во вкус власти. Мечтает создать собственную партию. К сожалению, быть может, и ошибочно, среди населения он известен как "автор" финансового кризиса. Кроме этого - излишне велеречив.

АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС. По опыту и организаторским способностям, пожалуй, самый видный из демократов. Но в силу объективных причин долго еще будет иметь клеймо "всероссийского аллергена".

БОРИС НЕМЦОВ. Сочетает в себе образ красивого и умного юноши. И он в лидеры пока не годится - не дорос до общероссийского масштаба.

ЕГОР ГАЙДАР. Слишком умный для России. Увы...

ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ. Никогда не пойдет на союз, так как сумел оказаться чистеньким, не участвуя в управлении страной. Он не хочет "запятнать" себя близостью с А. Чубайсом и другими. К сожалению, но ему, знатному демократу, неведом еще один афоризм, принадлежащий Т. Карлейлю: "Демократия - это необходимость мириться с тем, что управляют нами не герои".

ГОРЕ ОТ УМА

В ЧЕМ причины хронической неспособности демократов жертвовать амбициями для пользы общего дела? Первая кроется в области психологии. Почти все перечисленные политики уже перебывали в коридорах власти. Сравнивая себя с серой чиновничьей массой, молодые интеллектуалы уверовали в собственное превосходство и способность свернуть горы - только бы оказаться первым! Рассказывают, что спустя годы после отставки Гайдар мечтательно признавался соратникам,

что ему по-прежнему страсть как хочется "рулить". Мания власти стала оборотной стороной достоинств демлидеров - молодости, ума, образованности.

Другая причина заключается в самой специфике демократии. "Мы не хотим ходить строем", - говорит Явлинский, отстаивая право каждого демократа критиковать друг друга. Свобода мнений, которую исповедует Григорий Алексеевич, позволяет ему высокомерно называть Чубайса "электриком". "Друзья" в долгу не остаются

и издеваются над "Яблоком", переставляя местами первые три буквы его названия - "БЛЯ". А Черномырдин за глаза называет и тех и других "шантрапой".

В этом разница между коммунистами и демократами. У первых - железная дисциплина, они не чураются ходить строем и держаться друг за друга (вспомним, как дружно левые защищали А. Макашова).

Вторые расталкивают друг друга локтями, дробят и без того невеликий электорат. Демократия играет злую шутку со своими

детьми. Впрочем, это болезнь не только России.

Смотрите также: