Как вернуть свое?

   
   

СКОЛЬКО российских вкладчиков коммерческих банков в той или иной степени пострадали в дни кризиса? Специалисты называют цифру приблизительную, но и она, согласитесь, впечатляет: порядка 40-60 миллионов человек. И каждый из них, обладал он большими деньгами или малыми, справедливо считая себя обманутым, хочет знать: что делать, чтобы вернуть деньги?

На этот и многие другие вопросы ежедневно отвечает телефон "горячей линии" Международной конфедерации

обществ потребителей. По 130-150 бесплатных телефонных консультаций в день, на линии - операторы КонфОП, юристы и специалисты финансовой службы. Наш корреспондент Тамара ВИРКУНЕН в один из кризисных дней дежурила вместе с ними на "горячей линии".

КАК ПОРВАТЬ С БАНКОМ?

АЛЛО! Из Липецка звонят. Хочу расторгнуть все свои отношения с банком. Время выплаты по моему счету еще не наступило, но я думаю, и не наступит. Могу ли я порвать с ними досрочно? И вообще, как это сделать?

- В соответствии со статьей 859 Гражданского кодекса РФ вы можете расторгнуть свой договор с банком в любой момент. Независимо от того, наступил оговоренный в договоре срок выплаты или нет. Какой вид вклада - срочный, до востребования - не имеет

значения. Вам нужно обратиться в ваш банк с заявлением. (Как его составлять - см. ниже.) Только обязательно оставьте у себя копию с отметкой о приеме вашего заявления сотрудником банка. На нем должны быть его подпись и должность, дата, печать. Если визировать ваше заявление отказываются, идите на почту. Сделайте опись вложения и отправьте свое заявление письмом - непременно с уведомлением о вручении. Только не переусердствуйте, не отправляйте, к примеру,

ценной бандеролью - сотрудники банков могут просто не прийти на почту получать такие послания. Таким образом, у вас на руках будет копия вашего заявления и уведомление о его получении - этого вполне достаточно для обращения в суд. Вы можете требовать начисления на банк штрафа в размере ставки рефинансирования - на сегодня она составляет 60% годовых.

КАК СУДИТЬСЯ С БАНКОМ?

АЛЛО! Из Пензы беспокоят, моя фамилия Смирнов. Хочу судиться с банком. А мое исковое заявление в суде не принимают. Да еще говорят, что мне такой судебный иск не по карману - слишком большая пошлина. Подскажите, как быть?

- Суд не может не принять ваше заявление, это незаконно. Потребуйте выдать вам письменный отказ-определение с мотивацией их действий. На основании такой бумаги вы сможете опротестовать его, а также пожаловаться в Минюст. О госпошлине:

вкладчики ее платить не должны, и в суде этого не могут не знать.

- У меня вклад в долларах США в ярославском отделении СБС-Агро. Хочу подать на него в суд. Но скажите: если я выиграю дело, то получу свой вклад в рублях или в долларах? И куда надо подавать иск?

- К сожалению, вы получите свой вклад в рублях. Но чтобы свести ваши потери к минимуму, надо умело оперировать штрафными санкциями. Требуйте в исковом заявлении начисления штрафа по день фактического

исполнения решения. Подавать иск можно или по месту жительства, или по месту нанесения вреда, или, наконец, по месту регистрации ответчика - на ваш выбор.

КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С БАНКОМ?

ПОМОГИТЕ, прошу вас! У меня все сбережения лежат на рублевом счету в "Инкомбанке". Отцу нужно делать сложную операцию на сердце - на это мы и копили. Скоро его очередь подойдет, а я не могу снять ни рубля... Неужели нет никакого выхода?

- Выход есть. Еще в конце августа ЦБ РФ, Международная конфедерация обществ потребителей и три крупных коммерческих банка - "Менатеп", "Российский кредит" и "Инкомбанк", в котором у вас рублевый счет, - подписали

между собой многостороннее соглашение. Есть в нем и обязательство создать комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с экстренными выплатами. Речь идет о похоронах, болезнях, срочных операциях и т. п. Вам нужно обратиться с заявлением в специальную комиссию "Инкомбанка", которая обязана в экстренном порядке рассмотреть и удовлетворить вашу просьбу. Понятно, что у вас на руках должны быть все документы, касающиеся предстоящей операции вашего отца.

В "Инкомбанке" комиссию возглавляет Краснов Андрей

Владимирович, ему можно позвонить по тел. 332-72-63.

ИДТИ ЛИ НА КОМПРОМИСС?

КонфОП? Тула тревожит. Банк "Менатеп" предлагает мне на всю сумму моего вклада взять у них векселя с погашением через 3 года в валюте. Соглашаться или нет? И вообще, что такое вексель?

- Вексель - это безусловное обязательство произвести выплату указанной суммы в конкретный период или дату. Но у него есть свои минусы. Во-первых, вызывают опасения налоги, которые с вас могут удержать при погашении векселей. Во-вторых, неизвестно, какова будет компенсация

за просрочку векселя? И третье - выясните, какой именно вексель вам предлагают? Коварство векселя в том, что, если в нем отсутствуют обязательные реквизиты, он может оказаться недействительным. Так что решайте сами, но знайте, что принудить вас переоформлять свой вклад никто не может. Мы сделали запрос в "Менатеп", когда получим от них образец векселя, сможем дать более подробную информацию.

- Алло, Челябинск на проводе! Меня зовут Аверченко Владимир

Петрович. У меня все деньги "зависли" в СБСАгро, валютный счет. Приятель говорит, что, если я переведу по безналичному расчету в другой банк - маленький, но не прогоревший, - я потом смогу через него свои деньги выручить. А другой приятель попробовал перевести и тоже ничего не получил. Что делать?

- Подождите, Владимир Петрович, переводить ваши деньги куда бы то ни было. Мы сегодня вообще не рекомендуем делать безналичные переводы денег из проблемных

банков. Ваши деньги могут просто "зависнуть" на корреспондентском или ином, к примеру, транзитном счете банка-плательщика. Такая ситуация на рынке межбанковских расчетов существует с середины августа - не идут не просто выплаты вкладчикам, но и расчеты между банками, и это не зависит от степени "хорошести" того банка, куда вы переводите свои деньги. Тем же, кто решился на перевод и остался ни с чем, надо судиться не с тем банком, который не получил

денег, а с тем, который их не перевел. Советуем в судебном разбирательстве по этому поводу руководствоваться Законом о защите прав потребителей. В нем есть статья, касающаяся лиц, которые обратились в банк за финансовой услугой и не получили ее в должном виде. Это тот самый случай. По этому закону вы можете предъявить более значительные штрафы, больший моральный вред.

Смотрите также: