НЫНЕШНИЙ политический кризис медленно, но верно разъедает не только российскую власть, но и сами ее конституционные основы. Покуда президентская администрация и правительство находятся в состоянии "разброда и шатаний", оппозиция нацелилась на отмену ельцинской Конституции и, судя по всему, сумеет добиться своего уже в ближайшее время.
"АХИЛЛЕСОВА ПЯТА" ЕЛЬЦИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
КАК говорил классик, ни одна цепь не может быть прочнее своего самого слабого звена. Неприступная крепость новой российской Конституции оказалась под угрозой благодаря неприметной "мине", которую в свое время проглядела президентская администрация. Если следовать логике статьи 135, получается, что Конституция, которую россияне принимали на всенародном референдуме, может быть в любой момент радикально изменена, а то и фактически отменена решением "узкого круга лиц", объединившихся в некий специальный орган - Конституционное cобрание.
Впрочем, идея Конституционного собрания сама по себе ни плоха, ни хороша. Все зависит от того, по какому принципу будет создан этот политический инструмент и в чьих руках окажется. То, что законопроект о Конституционном собрании сочинили известные деятели КПРФ во главе с поэтом-юристом Анатолием Лукьяновым и уполномоченным по правам человека Олегом Мироновым,
говорит уже само за себя.
"Я ЕГО СЛЕПИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО..."
КАК представляют себе "Анатолий Иванович и К о " машину для разрушения ельцинской Конституции? Очень просто. Нужно лишь собрать вместе всех депутатов (450 человек), всех членов Совета Федерации (178), президиум правительства (8-10), судей Конституционного суда (19), президиумы Верховного и Высшего арбитражного судов (12 и 15), представителей общероссийских объединений профессиональных союзов (11). Сопредседателями собрания предполагается назначить руководителей палат нынешнего парламента Геннадия Селезнева и Егора Строева. А президента Б. Ельцина вместе с его авторитарными замашками - "растворить" в составе Совета Конституционного собрания, куда кроме него должны войти еще человек 20: Г. Селезнев, Е. Строев, премьер правительства, руководители депутатских объединений и председатели комиссий Конституционного собрания.
Если Конституционное собрание решит озаботиться написанием новой Конституции, из его состава будет создана Рабочая палата числом не более 90 человек. А для обобщения предложений трудящихся есть Редакционная комиссия. Не напоминает ли этот тысячеголовый монстр что-то до боли знакомое? Да это ведь наш родной Съезд народных депутатов! Вот и лидер КПРФ Геннадий Зюганов говорит, что такое Конституционное собрание "будет способно принять любое решение".
А кому, как не ему, об этом лучше знать?
"ПИСЬМА САМ Я НА ПОЧТУ НОШУ..."
ПОЧЕМУ оппозиция так спешит с принятием закона о Конституционном собрании именно сегодня, когда действующая Конституция абсолютно не препятствует реализации идей о создании коалиционного правительства и даже перераспределению полномочий между ветвями власти? А потому, что этот орган можно использовать не только для разработки и принятия проекта новой Конституции, но прежде всего для "подтверждения неизменности" старой.
Как говорится, почувствуйте разницу - собирается толпа партийных функционеров, позабывших, как выглядит живой избиратель, и ставит на голосование простой вопрос: "Кто за неизменность Конституции?" И все воздерживаются... Это означает, что Конституцию 1993 года можно фактически перечеркнуть и, пока рабочая группа будет 12 месяцев сочинять новый проект, пользоваться архивной копией Основного закона советского периода. Причем нас с вами никто и спрашивать не будет. Есть в законе Лукьянова - Миронова и еще одна "изюминка". После того как Конституционное собрание выберет в качестве основы один из проектов Основного закона, остальные проекты к рассмотрению приниматься не будут. Поскольку голосование по этому вопросу проводится простым большинством голосов, то прямо в начале работы оппозиция может навязать собранию свой проект Конституции и запретить тем самым работу над любыми другими. А вот поправки к "базовому документу" должны приниматься уже не простым, а квалифицированным большинством голосов ( 2 /3 от общего числа), которого добиться никто, кроме объединенной оппозиции, опять-таки не сможет.
Сочиняя все эти хитрости, юристы от КПРФ твердят, что выражают волю большинства населения. А ведь за эту партию на выборах 1995 года проголосовали всего лишь 22% избирателей. В том, что КПРФ в результате получила половину депутатских мест в Думе, а партии, выражающие интересы 49% населения, оказались за стенами парламента, виноват пресловутый "пятипроцентный барьер" из закона о выборах Госдумы. Так что все у нас по-старому: меньшинство хочет присвоить себе право говорить от лица большинства. А кто не согласен - пишите письма.
ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
ОСОБОГО внимания заслуживает статья 21 законопроекта. Привести ее лучше целиком. "1. Конституционное собрание финансируется из средств федерального бюджета в приоритетном порядке (!). 2. Расходы... могут оплачиваться за счет кредитов Центробанка России, покрываемых из средств федерального бюджета. 3. Смета расходов Конституционного собрания утверждается большинством голосов от числа его членов".
И через несколько строк - скромное дополнение: "В случае истечения полномочий Госдумы или ее роспуска бывшие депутаты сохраняют статус членов Конституционного собрания до дня первого заседания Государственной Думы нового созыва (то есть от 4 до 6 месяцев. - С. М.). На этот срок статус бывших депутатов приравнивается в части неприкосновенности и материально-финансовых условий их деятельности к статусу избранных депутатов Госдумы". Как говорится, чтоб я так жил!
ЗАЧЕМ ИМ ВСЕ ЭТО НУЖНО?
ТРУДНО понять противоречивость коммунистов. С одной стороны, они не признают нынешнюю Конституцию, считают ее недействующей. С другой - искренне убеждены, что с помощью нескольких строчек на бумаге можно вернуть старые советские времена.
Если оппозиция считает себя реальной силой, а Г. Зюганов уверен в своей победе на президентских выборах, зачем им нужно разрушать президентскую "вертикаль" и исполнительную власть? Или все-таки КПРФ сегодня способна "проглотить" только разрушенную и пережеванную власть?
Прав был Виктор Черномырдин - крушить государство и действовать по принципу "чем хуже - тем лучше" может только тот, кто желает для России беды. Похоже, что наша оппозиция снова повторяет ошибки той единственной партии, которая в начале века желала своему правительству поражения в войне.
Так и хочется сказать: послушайте Виктора Степановича, одумайтесь, займитесь делом. "Пока еще есть время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела".
Смотрите также:
- Конституция: Пройдет ли первая поправка? →
- Почему запаниковал Г. Зюганов? →
- Дума: расписание на зиму →