Мик Джаггер: "Фурцева не любила рок-н-роолл!"

   
   

В ПОСЛЕДНИЕ годы Мик Джаггер, лидер легендарной рок-н-ролльной группы "Роллинг Стоунз", дает интервью крайне редко. Это вполне объяснимо. Забравшись на Олимп мировой славы и обеспечив себе музыкальное бессмертие, он не нуждается в общении с журналистами. Более того, во время своего последнего мирового турне, в рамках которого он впервые посетит Москву, король рок-н-ролла и непревзойденный поэт-песенник и вовсе отказался от встречи с представителями

масс-медиа.

Однако в самый разгар гастролей он изменил свое решение и устроил в Амстердаме "круглый стол" для нескольких представителей СМИ из разных стран мира. "Аргументы и факты", являясь информационным спонсором концерта "Роллинг Стоунз" в России, представляют вниманию своих читателей эксклюзивное интервью с человеком-легендой ХХ века.

ОТ "КАТЯЩИХСЯ КАМНЕЙ" ДО "МОСТОВ В ВАВИЛОН"

Моя мама сказала папе

- Еще я не был рожден

- У нас появится мальчик,

И имя ему - Роллинг Стоун.

(Из песни блюзмена 50-х Мэдди Уотерса)

- В то время когда вышел наш первый альбом, носивший то же название, что и группа - "Катящиеся камни" ("Rolling Stones"), весь мир сходил с ума от "Битлз". Они были лицом шестидесятых, и мы не могли сравниться с ними. И тогда нашему первому продюсеру, девятнадцатилетнему публицисту Эндрю Олдхэму, пришла в голову

идея противопоставить нас "Битлз", сделать нашу группу более вызывающей и шокирующей общественные вкусы. Однажды ночью во время гастролей во Флориде у нас с Кейтом Ричардсом (гитаристом группы, другом детства Джаггера. - Прим. авт.) родилась песня Satisfaction. Она сразу же заняла первые места в хит-парадах США и Великобритании.

- Господин Джаггер, несколько позже вы заявили, что предпочли бы умереть, чем исполнять эту песню в 45 лет. Через две недели

с небольшим (26 июля) вам исполнится 55, а ваше мировое шоу "Мосты в Вавилон", с которым вы выступаете в настоящее время, начинается именно с Satisfaction.

- Да, я помню, что когда-то говорил нечто подобное. Но с той поры прошло много времени. Видите ли, это концепция рок-н-ролла: когда вы молоды, вам кажется, что в будущем вы точно докажете, какой вы интеллектуал и как много поняли в жизни. И, находясь в творческом поиске, вы все время недовольны

достигнутым результатом. Но с годами вы становитесь терпимее и понимаете, что никогда не нужно зарекаться, поскольку только время может расставить все по своим местам.

- Почему ваш последний альбом, равно как и турне, называется "Мосты в Вавилон"?

- Идея родилась совершенно спонтанно, во время работы над концепцией будущего шоу. Мы с другом, известным английским драматургом Томасом Стоппардом, уже знали, что сцена будет смонтирована с раздвигающимся

мостом. И подумали: это похоже на потерянный город, на город в пустыне, который соединяет со всем остальным миром нечто хрупкое, зыбкое и недолговечное. И вдруг нас осенило, что это походит на мосты в Вавилон - то место, где все люди были братьями и говорили на одном языке. Место, куда уже нельзя прийти, но можно стремиться.

- За 38 лет существования группы "Роллинг Стоунз" вы выпустили десятки альбомов, каждый из которых в той или иной степени отражал

время своего создания. Значит ли это, что творчество "Роллинг Стоунз" наряду с неизменной приверженностью рок-нроллу является квинтэссенцией всех прогрессивных тенденций музыкальной культуры за последние полвека?

Мы всегда старались экспериментировать со звучанием, с текстами, с обработками и с нашими шоу-программами. Впрочем, случается, что нам приписывают то, о чем в процессе создания альбома мы и сами не догадываемся. Мне было бы глупо или по крайней мере нескромно утверждать, что мы - лучшая рок-н-ролльная группа в мире. Я же англичанин, а англичанам несвойственно бахвалиться по поводу собственных достижений.

СВЯТОЙ ИЛИ ДЬЯВОЛ?

Я вам представиться желаю, господа:

Я всемогущ - иное ерунда.

В капканы я заманиваю души,

   
   

Сомнением терзаю самых лучших.

Я наблюдал последний миг Христа...

(Из песни "Симпатия к дьяволу", альбом "Банкет нищих", 1968 г.)

- По сравнению с моими предками, являвшимися крайне набожными людьми, я очень скуп в представлениях о Боге. В детстве пел в церковном хоре, потому что родители хотели воспитать меня в лучших традициях. И они были недовольны, когда

поняли, что я отношусь к религии иначе, чем им бы хотелось.

- В вашем творчестве прослеживается особый интерес к образу дьявола. Это и альбом 1967 г. "По требованию их Сатанинского величества", и композиция 1968 г. "Симпатия к дьяволу" из альбома "Банкет нищих". Чем вы можете объяснить интерес к этому персонажу?

- На мой взгляд, мое пристрастие к дьявольщине сильно преувеличено. С одной стороны, это чисто театральная мистификация, а с другой - ассоциации,

частично навеянные мне книгой русского писателя Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В конце 60-х этот роман вышел в переводе на английский язык в Америке, и моя подруга Марианна Фэйсфул подарила мне его. Вероятно, под впечатлением от образа Воланда я и написал "Симпатию к дьяволу".

О БИЗНЕСЕ

Дочурке - школу важную,

Жене - костюмчик кожаный.

А я тружусь, как каторжный,

Чтобы купать вас в роскоши.

(Из песни "Роскошь", альбом "Это только рок-н-ролл", 1974 г.)

- Для меня музыка никогда не являлась бизнесом. Большинство музыкантов в этом со мной солидарны. Конечно, у "Роллинг Стоунз" были и подъемы, и падения, не без этого.

- Вы экономист, учились в Лондонском экономическом колледже. Род ваших занятий приносит вам помимо творческого удовлетворения

еще и колоссальную прибыль. Не считаете ли вы, что беспрецедентный факт тридцативосьмилетнего творческого союза музыкантов "Роллинг Стоунз" отчасти связан с правильной финансовой политикой?

- На заре "Роллинг Стоунз" мне действительно приходилось решать финансовые вопросы нашей группы.

Но я счастлив, что это не стало делом моей жизни. Прежде всего я - музыкант.

- "Мосты в Вавилон" оцениваются авторитетными специалистами как самое лучшее и дорогостоящее шоу XX века. Что же все-таки ждет счастливчиков, пришедших на ваш концерт?

- Как нескромно это ни прозвучит, но у нас получилось действительно высококлассное шоу, которых бывает не так много. Поэтому если есть желание сходить на хорошее представление, то почему бы не прийти на наш

концерт? Главное - не купить поддельный билет.

О РОК-Н-РОЛЛЕ, НАРКОТИКАХ И СЕМЬЕ

Мне кажется,

я оторвал пуговицу

на своих штанах.

Надеюсь,

что они не упадут.

Вы же не хотите,

чтобы они упали?!

(Из песни Jumping Jack Яash, альбом "Гэт йер-йа-йасаут", 1970 г.)

- Вопреки многолетней традиции проводить свои концерты на стадионах вы однажды изменили своему правилу и выступили с одной из программ в небольшом клубе "Парадизио", находящемся в самом центре Амстердама. Чем вызвано ваше особое расположение к городу тюльпанов и марихуаны?

- Я очень люблю этот город - здесь и по сей день находит прекрасную почву известный раскрепощающий лозунг 60-х "sex, drugs & rock-nroll". Долгое время и я жил по полной рок-н-ролльной программе (в 1967 г. Джаггер был даже арестован за употребление наркотиков и провел три месяца в тюрьме. - Прим. авт.). Однако сейчас я уже не тот - возраст дает о себе знать. Но я все равно продолжаю любить Амстердам, и моя семья его тоже любит.

- Известно, что вы -

многодетный отец. В 1990 г. вашей третьей женой стала известная в прошлом манекенщица Джерри Холл, с которой вы и по сей день вместе...

- Да, у меня четверо детей от этого брака. Старшей, Элизабет, четырнадцать, а младшему, Габриэлю, всего год.

- Думаете ли вы, что кто-либо из младших Джаггеров продолжит дело отца?

- Не знаю, время покажет. Они еще очень молоды. Но если кто-то из моих детей будет стремиться к музыкальной карьере, возражать не стану.

О РОССИИ

Я скитался по Петербургу

Во время больших перемен.

Я был, как и царь, поруган

И взят по дороге в плен.

Я слышал, как стонет Анастасия...

(Из песни "Симпатия к дьяволу", альбом "Банкет нищих", 1968 г.)

- Мы всегда мечтали приехать в вашу страну и делали все, чтобы попасть в Москву. Но в те времена министром культуры Советского Союза была мадам Фурцева. Она негативно относилась к любой рок-музыке и, естественно, сделала все, чтобы не допустить гастроли

"Роллинг Стоунз" в СССР.

- Догадываетесь ли вы, что когда-то ваша музыка была для целого поколения советских людей символом свободы и независимости, глотком свежего воздуха?

- Мне очень приятно это слышать. И я с нетерпением жду встречи в Москве с российскими поклонниками творчества "Роллинг Стоунз".

P. S. "АиФ" благодарит за организацию интервью компании "EMI" и "Silence Pro". О концерте "Роллинг Стоунз"в Амстердаме читайте в приложении "АиФ" "Я - молодой".

Смотрите также: