Выжил только я...

   
   

ВТОРОЙ ПИЛОТ

МЕНЯ вышвырнуло из кабины ударной волной. Упал рядом со своим врезавшимся в землю Ан-2. Когда очнулся, сквозь обгоревшие ресницы увидел, как тихо горит искореженный самолет. Потерял сознание. Пришел в себя, успел подумать: "Я здесь лежу, а там самолет горит, в нем люди". Смотрю, как огненные языки лижут Ан-2, и не могу пошевелиться...

НАЧАЛЬНИК АЭРОПОРТА

ХЛОПОК услышали все. Был снегопад, очень густой. Ничего толком не видно. Побежал в конец взлетной полосы. Поле нашего деревенского аэродрома заканчивается крутым склоном. Внизу, под обрывом, начинается лес. Самолет прошел над лесом с креном на левый бок, носом вниз. Он падал настолько вертикально, что снес только верхушки трех сосен. Ан-2 лежал на земле. Были задраны хвост и правое крыло. Оно лопнуло и развалилось на куски. Левое крыло было раздавлено.

Из самолета медленно полз дым.

ВТОРОЙ ПИЛОТ

В ТОТ ДЕНЬ мы облетали по кругу дальние деревни. Вылетели из Кослана. В Кослан же должны были и вернуться. Последнюю промежуточную посадку сделали в Пыссе. Со взлетом пришлось задержаться. Стало плохо роженице, которую взяли на борт еще в Важгорте. Ждали, пока приедет "скорая" и сделает укол.

Ан-2 был загружен до отказа. Люди нервничали, толкались, каждый старался отправить своего. Авиационный техник, готовивший самолет к полету, в последнюю минуту

посадил своего сына.

Запустились. Вырулили. Взяли разбег. Оторвались от взлетной полосы и стали набирать высоту. Поднимались над соснами. С левым креном, с разворотом. Вдруг услышали хлопок в двигателе. Попытались выровнять машину. Самолет не слушался рулей. Не было ни секунды, чтобы подумать о чем-то постороннем. О собственной жизни, например. Только бы удержать машину в воздухе. И - удар! Как будто в землю вниз головой вогнали.

ДОБРОВОЛЕЦ, ТУШИВШИЙ ПОЖАР

   
   

АН-2 - БИПЛАН, по обе стороны фюзеляжа расположено по два крыла, одно над другим, здесь же - бензобаки. Они дали течь. Бензин полился внутрь салона на людей, вдавленных в момент удара в переборку пилотской кабины. Ан-2 был грузопассажирским, с боковыми металлическими сиденьями на Т-образной ножке. Чтобы удобнее было, ноги подгибаешь под себя, они оказываются между этими металлическими стойками. Удар был такой силы, что у пассажиров ниже колен отрезало

ноги. Искалеченные люди оказались друг на друге. И на эту еще живую, спрессованную массу лился поток бензина, и вся эта людская груда горела. Кто был внизу, тот обуглился меньше. Смерть была мучительной.

Когда погасили пламя, решили, не дожидаясь комиссии, разобрать останки. Погрузили страшный груз на тракторные сани, укрыли еловыми ветками и закрыли в ангаре.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСКОМИССИИ

ПРИЛЕТЕЛИ мы под вечер. Спецбортом - до Удоры, а там пересели на вертолет. Уже стемнело, когда пришли в ангар. Пригнали второй трактор, включили прожектора. Сняли еловые ветки.

Экспертиза шла ночь напролет. По полетным документам числилось 15 человек. С помощью добровольцев разложили тела, укрыли брезентом, чтобы родственников не травмировать тяжелым зрелищем. Перекладывали очень осторожно. Чуть задели одного - черепная коробка и раскололась. Стали

привозить вертолетом родственников на опознание. Прежде чем открыть тело, готовили человека к страшному зрелищу. Жена, провожавшая мужа на курорт, одела его во все парадное, с иголочки. Только новые носки и не сгорели. Одну женщину долго не могли опознать, пока сестра погибшей не вспомнила, что та вставила недавно в матку спираль. Роженица обгорела вся. Но беременную женщину опознать нетрудно. Огромный обугленный живот. Из него торчит белая ножка

младенца. Видно, когда погибала мать, ребенок просился наружу, вот и проткнул материнский живот.

ВТОРОЙ ПИЛОТ

Я ПЕРЕНЕС две операции - ноги собирали из мелких осколков. У меня черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга. Мучает боль, истязают кошмары. Повезло ли мне, что я выжил? Не знаю. Жизнь для меня остановилась на той 19-й секунде. Был бы удачливым - все пассажиры были бы живы...

От редакции. Описанная история произошла 14 ноября прошлого года. Имя уцелевшего пилота - Юрий Алексеевич Маслов.

Смотрите также: